В.Б.Сокол
доктор философских наук, ТюмГУ
Автор предпринимает художественно-смоделированную, но вместе с тем научно-систематизированную попытку универсализации методологии самоосознания человека. В западной науке подобные религиоведческие исследования в свое время (конец XlX века) оформились в отдельное направление религиоведения, получившее название психологии религии или пасторской психологии (pastoral psychology), изучающей психологически-экзистенциальные закономерности позитивного воздействия священников (духовных учителей) на сознание своих подопечных - искренних искателей Бога.
Предметом западной психологии религии оказываются так называемые религиозные чувства‚ - те самые, которые с незаурядным художественным талантом описывает Асель Айтжанова на примере глубоких духовных переживаний главного героя своей повести - «новичка в духовной жизни», который от «рождения к рождению» путешествует по разным эпохам и религиозным традициям, совершая общий для всех путь эволюции сознания человека. Как указывает сам автор, интерес ее исследования связан с обнаружением «общих проблем», «независимых от вероисповедания».
Похожий интерес побудил европейских ученых, накопивших к середине XIX века огромный этнографический материал, обратить внимание на факт того, что практически все религиозные обряды и состояния сознания в самых различных культурах обнаруживали удивительное сходство. Еще «прародитель» западной психологии религии Ф. Шлейермахер (Friedrich Schleiermacher) в своей фундаментальной работе «Психология» (1862) увидел необходимость в самом строгом научном осмыслении некоей «захваченности» религиозного менталитета, связанной с «тайной связи с миром».
Психология религии как научная проблема утверждается сначала в Европе, прежде всего в трудах Вильгельма Вундта (Wilhelm Wundt), который в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, где изучал проблемы «мифологической» психологии самых разных народов. Однако в статусе научно- религиоведческой дисциплины психология религии оформляется уже в трудах американских психологов (в рамках школы Кларка) таких как С. Холл (Stanley Hall), Э. Старбек (Edwin Starbuck), Особенно в работах известного философа У. Джеймса (William James), и наиболее интересного для нас основателя пасторской психологии А. Бойзена (Anton Boisen).
По мнению Бойзена, психические проблемы и религия имеют один общий источник - кризисную ситуацию в жизни личности. При этом в то время как религия представляет собой «конструктивный», то есть благотворный для личности выход из ситуации «духовной проблемы», - психоз, напротив, является негативной альтернативой, разрушительной для эволюции духовной самости человека. Отсюда вывод Бойзена о важнейшем значении духовного учителя (священника, куратора) для лечения психических больных. Американский психолог, В. Оутс, призывает к «тщательному исследованию роли религии в предотвращении и лечении душевных заболеваний» и показывает «важность профилактической и терапевтической роли священника в жизни прихожан».
В этом контексте необходимо увидеть новаторскую перспективу исследования А. Айтжановой в переосмыслении «пасторской психологии», которое способно преодолеть ограничения установки психологизма, заложенного в устаревшую методологию западной психологии религии в целом. Как известно, психологизм - это тенденция в западной философии и гуманитарном знании сводить объяснение сущности духовных явлений к функционированию индивидуального или коллективного мышления.
Наиболее строго научный психологизм утвердился в логике и математике благодаря философской концепции «логического психологизма» (Дж. С. Миллъ, Х. Зигварт, К.О. Эрдман). Г. Фреге и Э. Гуссерль подвергли психологизм конструктивной критике в логике и математике, тем самым спровоцировав утверждение антипсихологизма К. Поппера в эпистемологии. В итоге феноменология Гуссерля привнесла в современную западную гносеологию альтернативную методологию самопознания человека, основанную на строгом научном исследовании «одинокой жизни души» (Гуссерль), открывающейся в качестве доступного предмета достоверного познания благодаря феноменологической редукции (преодолению) установки психологического субъекта (платформы ментального мышления, включающего в том числе негативные для духовной жизни отождествления себя с той или иной культурой, религией, семьей и т.д.. с которыми героически, сражаются персонажи повести Айтжановой).
Автор в своей трехступенчатой духовной эволюции личности (пробуждение души, ложное отречение, жертвенное служение) демонстрирует существенный «следующий шаг» на пути к строгому научному объяснению «универсального закона духовной жизни» (Бойзен), когда установка психологического субъекта в методологии научного познания универсального духовного опыта должна уступить место установке субъекта чистого сознания, достигаемой в особых отношениях «от сознания к сознанию» посредством преодоления индивидуалистической установки психологического мышления (эгоцентризма) в пользу преданности бескорыстному сознанию духовного учителя (священника).
Наконец, весьма актуальная научно-эвристическая проблематика заложена в самом сюжете повести Айтжановой, развивающемся от «рождения к рождению». До сих пор современная западная научная парадигма выталкивает феномен реинкарнации в разряд «пара/псевдонауки», тем самым существенно ограничивая эпистемологический ресурс не только той же психологии религии, но и философской антропологии в целом.
Из описания духовно-экзистенциальных перипетий героя повести становится очевидной принципиальная невозможность научного обоснования позитивных трансформаций сознания в рамках одного «воплощения»: подавляющее большинство кризисных ситуаций человека на пути к истине в настоящей жизни является следствием и одновременно способом преодоления множества обстоятельств, поступков и переживаний, след которых теряется в глубинах подсознания, отсылающих нас к опыту, явно не связанному с данным телом и конкретными обстоятельствами его жизни.
Исследование Айтжановой в очередной раз доказывает, что западная наука просто обязана вернуться к своим же истокам, заложенным втом числе и в большой степени в трудах Платона (Бертран Рассел), который утверждал идею метампсихоза как основополагающую в рациональном обосновании онтологии личности и как необходимое условие на пути совершенствования от «дольнего мира к миру горнему».
Ещё рецензии