Вечная связь. Уроки Шрилы Прабхупады. Асель Айтжанова

Oct 29, 2017 10:27



1968 год
Поиск духовного учителя
- Мне не нравится ваше умонастроение дорогая. Это не умонастроение будущего ученого исследователя, - покачав головой сказал мой научный руководитель профессор Эдвин Смит, выслушав мои пылкие рассуждения об Абсолютной Истине.

- Скорее, это умонастроение теолога. С такими мыслями, боюсь, вы очень скоро станете жертвой какого-нибудь модного но, увы, совершенно бесполезного религиозного культа, которые заполонили нашу страну.

- В качестве вакцины рекомендую вам подробно ознакомиться с работами Лифтона* о технологиях промывания мозгов.

Выслушав безапелляционное резюме своего руководителя я разочарованно вздохнула. Профессор Смит был обладателем длинных зачесанных назад волос и христоподобной бороды. Своим аристократическим обликом и философскими рассуждениями на тему Кафки и Шопенгауэра он создавал впечатление самого выдающегося мыслителя нашего колледжа и поэтому именно с ним я решила поделиться своими духовными изысканиями.

Со всем энтузиазмом своих шестнадцати лет я добрых два часа проповедовала ему ту смесь эклектических религиозных взглядов, которые сформировались в моей голове под воздействием прочитанной за последние годы литературы.

Профессор Смит, надо отдать ему должное, выслушал меня довольно терпеливо. В отличие от моих родителей и сестры - первых жертв моих откровений и прозрений. Обычно они убегали уже на десятой минуте, поскольку разговоры о смысле жизни и трансцендентных материях вгоняли их в зеленую тоску.

- Вы полагаете, что Абсолютная истина существует и что для ее раскрытия человечеству на землю приходят учителя и пророки, - насмешливо продолжил он.

- Если я вас правильно понял, вы интересуетесь неким мистическим процессом познания характерным для восточных культур? Это понятно!
В наше время модно искать себе сэнсэя, гуру или шейха. Однако в большинстве случаев эта мода приводит молодежь в сети какого-нибудь гуруистского культа, где абсолютизируется авторитет лидера. И это может привести вас к пагубным последствиям.

- И к каким же, интересно? - удивилась я. - Чем может повредить человеку общение с духовным учителем?

- Прежде всего, как разумные люди, мы должны подумать, зачем в наш век, когда наука способна ответить на любые вопросы и решить любые проблемы, нам вообще нужен духовный учитель?- пожал плечами мой профессор. Понятное дело, в древности, когда наука была неразвита и люди не могли объяснить происходящие явления, им нужны были и Бог, и мистика, и всякие учителя.

Но сейчас...это просто дань моде. А современные создатели культов - шарлатаны, поддерживающие эту моду, чтобы заполучить последователей.
Они поспешно набирают себе простодушных учеников, а потом навязывают свою авторитарную волю, промывают мозги, не позволяя им думать и сомневаться. Одним словом, зомбирование. В этих гуруистских культах их лидер и основатель полностью вытесняет из сознания адептов и Бога, и священные писания. и другие религии, и даже других гуру.

Он стремится к абсолютному господству над умами последователей. Поэтому все эти восточные культы весьма опасны, и я счел своим моральным долгом предупредить вас.

- Большое спасибо за заботу о моей безопасности, расшаркалась я, подумав при этом, что переоценила интеллект своего научного руководителя.

- Хорошо, я вас поняла, мистер Смит. Обязательно прочитаю профессора Лифтона.  Тогда, наверное я пойду?

Я встала со стула и направилась к выходу, собираясь покинуть рабочии кабинет своего шефа. Однако он был явно намерен в этот день проявить себя образцом педагогической заботливости о студентах.

- Подождите, - остановил он меня, - наша беседа была очень долгой и плодотворной. Я даже не заметил, как стемнело. Кажется, вы живете на другом конце города. Вам будет не сложно добраться до дома в это время?

- Э-з, наверное, нет. Как-нибудь доберусь,

- Давайте я подвезу вас, - решительно сказал мистер Смит.
- Не очень хорошо молодым девушкам ходить в темное время. Все-таки, вы задержались по моей вине.

Предложение научного руководителя показалось мне лестным. Что бы сказали мои сокурсники, если бы увидели, как я возвращаюсь из колледжа на машине мистера Смита! Наверное, они бы сразу поняли, что философские идеи, переполнявшие мою голову, были настолько продвинутыми, что даже премудрый профессор решил подвезти меня до дома... Впрочем, было уже и в самом деле очень поздно: колледж опустел, и потому мой звездный час остался без свидетелей.

Пока мистер Смит вел машину по хорошо освещенным улицам города, я все же не оставляла надежду просветить его на духовные темы и продолжала делиться с ним своими озарениями:

Главное все же, это успеть изменить свое сознание. Воодушевленно проповедовала я, - достичь гносиса и божественной любви.

- Любви? - уточнил мой руководитель. - Это уже интереснее.

- Да-да‚ божественной любви. Помните, как Иисус говорил: «Возлюби Господа всем сердцем, всей крепостью...» Вы знаете, я с детства все думаю, как же научиться любить Его по-настоящему? И все никак не получается!

Мистер Смит взглянул на меня с удивлением и улыбнулся: - А как насчет любви к ближнему-?

- Конечно‚ она тоже, важна!

- И, наверное, более близка и понятна для нас, простых сметных?
- Ну не скажите мистер Смит, иногда любить Бога намного проще, чем ближних.
Особенно, если они чем-нибудь насолили нам! Иногда я так злюсь на свою сестру… Мне лично очень трудно на самом деле испытывать любовь к окружающим. И я так расстраиваюсь! Именно поэтому, я думаю, нужно встретить какого-нибудь мудреца, чтобы научиться этой настоящей любви. О, остановите пожалуйста, машину, мы уже
подъехали к нашему дому!

Мистер Смит резко затормозил.
- Так вам нужен учитель истинной любви? проникновенно спросил он.
 - Замечательная идея... Могу я на прощание пожать вашу руку?
- Ну-у да, - согласилась я, несколько удивившись.

Рука профессора была жесткой и холодной.
- Какая мягкая кожа, - прошептал он, не выпуская мою ладонь.
- Кстати, у меня есть к вам предложение... Почему бы нам не съездить куда-нибудь на уикенд вдвоем? Отдохнем пару дней на природе... Помедитируем.

Предложение научного руководителя привело меня в замешательство. Я изумленно уставилась на него во все глаза: взгляд почтенного профессора был неотрывно сфокусирован на моих ногах, которые слегка прикрывала вполне современная
мини-юбка.

Последние годы я одевалась так же, как и вся молодежь, опасаясь, что если к моим религиозным взглядам добавится еще и затворнический стиль одежды, то друзья обвинят меня в княжестве и старомодности. Однако дань моде постоянно приводила меня к неприятностям.

Поймав взгляд шефа, я поняла, что он интересуется мной не только в качестве харизматической искательницы истины. Эта мысль сразила меня наповал. Я вспомнила супругу профессора, которая преподавала на соседнем факультете и часто встречалась мне в коридорах колледжа.

Ситуация была затруднительной. Мне не хотелось портить отношения с научным руководителем, но его намерения вызывали в моем сердце негодование. Вырвав руку я пробормотала:
- Ну, это навряд ли получится. Мои родители - строгие католики и они никуда не отпускают меня из дома. Спасибо большое, что подкинули. До свидания!

Я выскочила из машины и стрелой взлетела по лестнице. Моему разочарованию не было предела. Сколько дней я мечтала духовной беседе с этим просвещенным ученым, производившим впечатление благородного мудреца. Я так надеялась, что именно он окажется тем самым просветленным
наставником, который поможет мне в поисках истины! И чем это закончилось? Все тем же банальным гендерным интересом... И как же это возможно, что встоль преклонном возрасте - сорока лет - высокообразованный философ стремится не к просветлению, а ко всякой ерунде?

Особенно меня злило воспоминание о жене профессора. Судя по всему, эта милая женщина даже не подозревает, каким фруктом является ее муж. О, как же все печально в этом мире! Неужели, когда мне будет сорок и моя фигура будет не 90-60- 90, а какие-нибудь 150-150-150, мой муж тоже будет приглашать на уикенд молодых студенток, а я буду наивно ждать его с рыбалки?

Неужели в этом мире все пожилые мужчины стремятся к молодым женщинам, и предают своих стареющих жен? Тогда лучше и вправду уйти в монахини...
Дверь мне открыла старшая сестра:
- Ты почему сегодня так задержалась? - спросила она.
- У тебя все в порядке?
- Оставь меня, Александра, у меня экзистенциальный кризис! - трагически ответила я и, хлопнув дверью, заперлась в своей комнате.

Мне не хотелось делиться с ней глубиной своего разочарования. Александра была жизнерадостной хохотушкой, не разделявшей моих философских интересов. Еще в далеком детстве, вернувшись с мессы, я сказала ей что хочу уйти в монастырь.

- В монастырь?- расхохоталась она. - А в какой монастырь? В мужской? Послушай, это гениальная идея! Возьми меня с собой я тоже хочу повеселиться!

С тех пор она не уставала рассказывать мне анекдоты о жизни священников и монахов. Очевидно, что моя история с шефом только развеселит ее. Наши родители тоже вряд ли поймут мои эмоции, но точно начнут переживать по поводу моих дальнейших отношений с научным руководителем.
Поэтому моими единственными собеседниками в этой ситуации были святые и пророки, изображения которых украшали стену над моей кроватью, а также Тот, Кто посылал их в этот мир.

- Мой дорогой Господь, - взывала я, глядя в звездное небо, дорогие святые и учителя! - обращалась я к изображениям древних
и средневековых святых, развешанным по стенам моей комнаты.- Пожалуйста, помогите мне встретить настоящего духовного учителя - того, кто укажет истинный путь.

Чистая преданность

Стояла теплая сентябрьская погода, безоблачное голубое небо создавало красивый контраст с желтеющей листвой.
Я быстро бежала по улице, размышляя о том, как вести себя при встрече с научным руководителем. Самым безопасным поведением было, наверное, изобразить из себя наивную простушку, которая совершенно ничего не поняла, и продолжать общаться, сохраняя студенческую субординацию.

Ход моих мыслей прервал нарастающий шум и грохот, доносившийся с соседней улицы. Внезапно из-за угла высотной многоэтажки прямо на меня выбежала группа танцующих людей, одетых в длинные развевающиеся одежды. Один из них бил ладонями в подвесной барабан, а остальные звенели
металлическими тарелочками и хором пели:

- Харе Кришна Харе Кришна...

Я остановилась как вкопанная, с изумлением глядя на эту экзотическую картину, совершенно нехарактерную для нашего консервативного города. Члены поющей группы - молодые парни явно американского происхождения - самозабвенно танцевали, улыбаясь до ушей. Их лбы блестели от пота, но они
 не выглядели усталыми. «Буддисты! - радостно подумала я, разглядывая их яркие индийские одежды. - Только вчера я просила Будду послать мне встречу с теми, кто знает абсолютную истину, и вот, пожалуйста!»

Один из поющих отделился от группы, подошел ко мне и протянул листовку с адресом:

- Приглашаю вас на встречу с нашим учителем, который только несколько дней назад приехал в ваш город. Прих0дите на лекцию, - улыбался он.

Я внимательно взглянула на бритоголового парня, который был чуть старше меня - его лицо было спокойным и отличалось от всех виденных мною ранее лиц чистотой и благородством.

- Вы буддисты?

- Нет, мы преданные Кришны.

- О! Индуисты?

Индуизм ассоциировался у меня с многорукими статуями, многобожием и подозрительной кастовой системой. Увидев разочарование в моих глазах, бритоголовый монах в очках добавил:

- Кришна- это Верховная Личность Бога. Мы принадлежим к древней цепи ученической преемственности, в которой сохранилось знание о том, как возродить свои отношения с Личностью Бога и вернуться в Его обитель.

Эти слова произвели на меня впечатление. Слушая мягкий голос индуиста, я не могла избавиться от ощущения, что уже встречала его раньше.

- А... разве индусы поклоняются единому Богу? - уточнила я. - Мне казалось, что в Индии много богов.

- Много полубогов, но Бог - один. И знания Вед о Нем научны. Наш духовный учитель приехал за тысячу миль, пересек океан в преклонном возрасте, перенес много трудностей. Он приехал только для того, чтобы дать это древнее духовное знание нам. Он приехал, чтобы спасти нас.

В его словах прозвучало столько любви и благодарности что даже я, никогда не видевшая его учителя, почувствовала какой-то странный трепет в сердце, словно соприкоснулась кем-то героическим и великим. Однако с другой стороны в моей голове всплыли предупреждения мистера Смита об авторитарных учителях, заполонивших нашу страну. Я колебалась. Было это приглашение ответом на мою пылкую мольбу встретить истинного духовного учителя или подтверждением мрачных прогнозов моего прозорливого шефа?

- Я давно мечтала встретиться и переговорить с каким- нибудь духовным учителем,- задумчиво сказала я. Возможно, он поможет мне понять истину.

- Но истинное знание - это не просто информация, и одного разговора может не хватить, - улыбнулся монах.

- А что же, если не информация? - удивилась я.
- Какие-нибудь мистические штучки? Передача энергий? Потусторонние путешествия?

- О нет,- засмеялся он. - Это все дешевая ерунда. Истинное знание - развитие духовных качеств. Наш учитель часто объясняет Бхагавад-гиту. А там говорится, что знание это качества: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному
духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и тому подобному;
невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Богу; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску. Абсолютной Истины - это истинное знание, а все прочее - невежество».

Когда бритоголовый юноша цитировал текст своего священного писания, я испытала странное ощущение в сердце. Словно все это уже происхолило когда-то, и я уже слышала эти слова раньше. Но навеянный предупреждениями шефа скепсис не позволил мне согласиться.

- Не вижу связи между качествами характера и знанием - с сомнением сказала я. - Почему истинное знание - это качества?

- Потому что истинное знание позволяет понять Бога вернуться в Его обитель и общаться с Ним, - ответил монах, пристально глядя мне в глаза.

- А Бог хочет общаться только с теми, кто имеет качества, схожие с Его природой. Поэтому духовные учителя приходят не только для того, чтобы передать
какую-то информацию, а чтобы помочь нам измениться. Между теорией и ее практическим применением - огромная пропасть.Только истинный духовный учитель поможет нам преодолеть ее.

- Ах, да, понимаю, о чем вы, - кивнула я. Я как раз недавно думала об этом. Читать о любви к Богу и к ближнему так легко. Но любить их на практике никак не получается.
- Поэтому нужен духовный учитель, - кивнул он.
И Шрила Прабхупада пришел именно для того, чтобы научить нас развить такую любовь. Он принес средство для достижения такой духовной любви.
- И в чем же оно заключается, интересно?

- В том, что святое имя Бога не отлично от Него Самого. Если человек постоянно воспевает имя Бога, то он общается с Ним Самим. Это общение очищает сердце человека и возрождает в нем истинную любовь, которая дремлет в каждом из нас. Прославление Бога, воспевание Его имен это лучший путь к духовному совершенству.

- Именно поэтому ваши друзья что-то поют?

- Да, мы поем мантры, состоящие из имен Господа.

- Но разве не говорится в Библии, что к Богу нужно взывать в уединении, так, чтобы никто не видел этого? К чему тогда публичные демонстрации своей религиозности?

- Иисус предупреждал против показных молитв ради славы. Но мы поем не для того, чтобы показаться святошами. В наш век это совсем не модно. Мы поем для того, чтобы дать возможность каждому услышать святые имена Бога и получить духовное благо от этого.
_________________________________________________________________________________________________
*Роберт Джей Лифтон - американский психиатр и писатель, исследователь психологии тоталитаризма и «промывания мозгов»

Асель Айтжанова. 12 проявлений учителя, часть 3, глава 11

Продолжение

Прабхупада, Асель Айтжанова, кришнаиты

Previous post Next post
Up