Индуистом можно только родиться?

Aug 19, 2016 09:52



Блиндерман Радха

Истоки индуистского универсализма

Среди важнейших религий мира индуизм занимает третье место после христианства и ислама по численности последователей. Распространенный почти в ста странах, он составляет около 15 процентов последователей всех традиционных религий в мире: 1 014 348 412 в Азии, 2 030 904 в Западной и Восточной Европе, 2 481 937 на Американском континенте и 60 792 в России[1]. Важным фактором распространения индуизма за пределами Индии была с древних времен международная торговля[2] и эмиграция индийцев, исповедовавших индуизм, а также этому процессу способствовал большой интерес к философии индуизма со стороны людей Запада, неуклонно растущий с конца 19-го века. С тех пор появилось много международных индуистских организаций, таких как "Миссия Рамакришна", "Трансцендентальная Медитация" Махариши Махеш Йоги, "Международное общество сознания Кришны" и другие, а вместе с тем и значительное количество новообращенных последователей в Америке, Европе и странах бывшего Советского Союза.

Это стало ярким выражением индуистского универсализма, то есть представления о том, что все без исключения люди на Земле имеют доступ к спасению. Существует мнение, что индуистский универсализм стал порождением нео-индуизма, который развился в  период индуистского ренессанса (XVIII - XX вв.) под влиянием таких реформаторов индуизма, как Рам Мохан Рой - учредитель «Брахмо Самаджа»,  Вивекананда, Махатма Ганди, Сарвепалли Радхакришнан, Рамана Махарши, Шри Ауробиндо, Шри Даянанда Сарасвати - учредитель «Арья Самаджа», Свами Шивананда, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - основатель ИСККОН и другие. Реформированный индуизм также классифицируют как нео-веданта, индуистский модернизм[3], нео-индуизм[4] и глобальный индуизм[5], и по мнению Флада, он становится мировой религией наравне с буддизмом, христианством и исламом[6].

Однако возникает вопрос: принадлежит ли идея индуистского универсализма реформаторам колониальной и пост-колониальной Индии или же она более древняя, уходящая корнями в ведийский и классический индуизм - ведантический, йогический и бхакти? Представленное в этой статье исследование показывает, что у индуистского универсализма гораздо более древняя история, чем у нео-индуизма. Поэтому невозможно безоговорочно принять следующее утверждение: "Классическая практика индуизма не предполагает посвятительных обрядов; переход в индуизм тех, кто по рождению не хинду, всегда был явлением исключительным. Только с развитием реформированного индуизма в конце XIX - начале XX в. и с популяризацией его за пределами традиционных индуистских регионов Южной и Юго-Восточной Азии и Африки приобщение к индуизму перестало ограничиваться этнической принадлежностью и все больше людей стали называть себя хинду в США, Канаде, Великобритании, в других странах Европы и Америки".[7]

Это правда, что многие современные индусы выступают против смены религиозной принадлежности per se[8], и что  есть индийцы, которые не согласны признавать индусами людей иного этнического происхождения[9]. Однако это не единственное и не подавляющее мнение в индуизме. Индуизм представляет собой слишком гетерогенное явление, чтобы говорить об абсолютности подобного утверждения. Сторонники индуистского универсализма тоже обосновывают свое мнение на священных текстах индуизма и их концепции уходят корнями в глубины индийской истории. Оппоненты индуистских универсалистских движений утверждают, что  международные индуистские организации не находят признания в Индии. Например, во время томского суда над «Бхагавад-гитой» как она есть" в российских СМИ прозвучало мнение, впоследствии широко цитируемое в индийских СМИ, о том, что "обращение в индуизм невозможно; индусом нужно родиться".

Вот пример из одной российской газеты[10]: "Индуизм нельзя принять, как например, христианство или ислам - в этой религии необходимо родиться, причем в рамках определенной варны. Традиционное индийское общество с иронией относится к различным "неоиндуистам", которые приезжают в Индию со всего мира. Во многие известные храмы вход неиндусам запрещен, в том числе и тем, кто считает себя индусом, но не является им по рождению". Многие ученые высказали свое мнение против подобных нападок. Например, профессор индуизма Оксфордского университета Гэвин Флад подтверждает, что индуизм можно принять, находясь за пределами индуистской кастовой системы (то есть, не будучи индийцем), потому что «…внутри индуизма всегда существовали течения, отвергавшие касты и утверждавшие общедоступность спасения. К ним, в частности, относится и ИСККОН»[11].

С. И. Иваненко пишет, что не только в нормах самого индуизма как религиозной системы, но и в светском индийском законодательстве нет установлений, увязывающих принадлежность к индуизму с этническими критериями[12]. Шриша Чандра Васу тоже высказывает мнение, что любой, кто следует индуистским верованиям и практикам, является хинду[13]. Профессор индуизма Гарвардского университета Диана Экк выражает сожаление, что "некоторые выступают против движения "Харе Кришна", считая его сектой, и ставят под вопрос его аутентичность, что является прискорбным примером нашей культурной изоляции. Эта религиозная традиция заслуживает почетного места в духовной жизни человека. Ее ни в коем случае нельзя дискредитировать или недооценивать, называя сектой. Великое наследие и уникальную историю этой традиции не должны принижать ошибочные выводы тех, кто, не разбираясь, хотел бы легким движением руки смешать её с многочисленными сектами, популярными в наши дни"[14].

Более того, противники индуистского универсализма осуждают благотворительную деятельность ИСККОН по раздаче пищи, которую они считают идоложертвенной и потому непригодной для тех, кто исповедует другую веру. Также они видят в этом способ обращения в индуизм. Исследуя в данной статье традиционные истоки индуистского универсализма и вопрос обращения в индуизм, мы подробно рассмотрим, насколько обоснованы приведенные выше обвинения и что позволяет таким ученым как Г. Флад,  С.  И. Иваненко, Ш.Ч. Васу и Д. Экк придерживаться другой точки зрения.

КОГО НАЗЫВАЮТ "ХИНДУ"

С конца XVIII века и по сей день, слово "хинду" чаще всего используется (на английском, хинди и других индийских языках) в значении "последователь индийской религиозной традиции, уходящей корнями в Веды", что исключает другие религии, зародившиеся в Индии, например, буддизм и джайнизм[15].

Однако ранее это слово использовалось только для обозначения народов индийского субконтинента. Это одна из причин почему некоторые приходят к ошибочному выводу, что в данном случае религиозная принадлежность равнозначна этнической принадлежности. В истории известно множество теорий о происхождении этого слова, которые полезно знать, чтобы рассмотреть все возможные оттенки его значений. Одна теория, широко известная в научном мире, гласит, что "хинду" - это персидский вариант санскритского слова "синдху", которое относится к реке Инд, упомянутой еще в "Риг-веде", а также к древнему царству, которое располагалось на территории современного Пакистана и упоминается в "Махабхарате". Постепенно слово "хинду" стало использоваться в переносном смысле, обозначая весь индийский субконтинент, его обитателей, культуру, а позже и религию[16]. Слово «индийский» (hē Indikē chōrē - "индийская земля" и Indos - "индиец") встречается у Геродота (IV в. до н.э), а также в таких древних источниках как "Авеста"[17] и Библия[18]. Уже во II в. до н. э. словом «хеин-ту» китайцы называли народы северной Индии[19]. Латинское слово «India» также встречается в Луциана (II в. н. э).

Начиная с VIII-XI века н. э. для обозначения Индии на арабском используется слово «Al-Hind», а на английском слово «India» впервые встречается в староанглийском переводе «Орозия» короля Альфреда. Использование слова «хинду» постепенно укрепилось в западных странах, а также ассимилировало в санскрите и других индийских языках.   Среди индусов существует также мнение, что "хинду" является исконно-санскритским словом. По одной версии, слово "синдху" трансформируется в "хинду" без влияния какого-либо иностранного языка, согласно правилам ведийского санскрита, описанным в "Нирукте". Таким же образом в Ведах используются слова "харасвати" вместо "сарасвати", "кехарин" вместо "кесарин" и так далее. Более того, трансформация "синдху" в "хинду" может подтверждаться правилом грамматики Панини 3.4.87. Слово "хинду" воспринимается как ведийский, а не заимствованный термин также в "Брихаспатй-агаме", прилагающейся к "Риг-веде", которая дает его этимологию, вовсе не связанную со словом "синдху": "Земля, созданная богами, простирающаяся от Гималайских хребтов до озера Инду (на континенте “Кумари”[20]), известна как “Хинду-стхана”, страна хинду"[21].

Санскритские словари и священные тексты предоставляют также богатый спектр других происхождений слова "хинду", не связанных с каким-либо географическим пространством, таким образом, указывая на более универсальное этическое и религиозное значение этого слова. В "Меру-тантре" (IV в.), например, оно используется в значении вероисповедания: [Шива говорит Парвати:] "[В век Кали] рождаются императоры, уничтожающие дхарму хинду. Тот, кто осуждает подлость, известен как хинду, о дорогая"[22]. В словаре "Медини" дается похожая этимология: "Хинду - это тот, кто осуждает подлость, кто причиняет страдания насильникам или кто убивает вредителей"[23], а словарь "Шабда-калпа-друма" (XIX в.) еще подтверждает ее правилом грамматики Панини 6.3.109.   Похожая этимология дается в и словаре "Адбхута-коша"[24]: "«Hindū» - это форма слова «hindu» двойственного числа, мужского рода, которое означает “уничтожитель злодеев”, “красивый” и “враг демонов”".

Есть и другой вариант: "Хинду - это тот, кто избавляется от недостатков"[25]. "Париджатапахарана-натака"[26] включает оба этимона: "Хинду называют того, кто силой аскезы избавляется от грехов, связанных с телом и умом, а также того, кто поражает оружием врагов".   Словарь "Рама-коша"[27] дает и такое определение: "Хинду не бывает порочным, неблагородным или легкомысленным. Он защищает вечную дхарму, обладает знанием и следует наставлениям шрути."   Здесь слово anāryaḥ интерпретируется как "неблагородный", потому что в противном случае слово "хинду" невозможно было бы использовать по отношению к дравидским и другим народам, которые в современной индологии принято считать неарийскими. В другом источнике говорится[28]: "Тот, кто, согласно Ведам и другим [священным текстам], обладает правом [совершать] предписанную Ведами деятельность, кто верит в наставления Вед, и кто твёрдо следует им, известен как хинду".  Как это право распространяется на низшие касты и не-арийские народы с помощью дикши, мы рассмотрим позже.

Средневековый словарь "Хеманта-кави-коша"[29] дает и такое определение: "Несомненно, тот, кто предан Нараяне и другим богам, известен как хинду".   Более того, "Вриддха-смрити"[30], средневековый текст по "Дхармашастре", дает этимологию, которая связывает хинду с принципом ненасилия: "Тот, чье сердце сжимается от боли при виде насилия, кто стремится совершать благие дела и почитает Веды, коров и божества, считается хинду".   Похожая формулировка дается и в "Шанкара-дигвиджае"[31] Мадхавы Видьяраньи: «Тот, кто медитирует на мула-мантру ом, кто твердо верит в перерождение, служит коровам, почитает землю Бхараты и борется с насилием, считается хинду". В другом источнике также говорится[32]: "Тот, кто почитает коров, кто сосредоточенно медитирует на пранаву [ом] и другие [мантры], кто верит в перерождение, считается хинду».

Как в этих традиционных определениях слова "хинду", так и в юридическом определении индуизма, которое Верховный суд Индии издал в 1966 году, не содержится национально-этнических критериев. Единственное определение, в котором значение "вероисповедания" наслаивается на значение "национальность", а индуизм приравнивается к индийскому национализму, принадлежит политику и борцу за независимость В. Д. Саваркару, который, желая стереть религиозные различия и объединить все индийские народы, утверждал, что последователь любой религиозной традиции считается хинду, если он родился в Индии. Он писал: "Тот считается хинду, для кого Индия, от океана до реки Синдху, является родиной, землей его предков и святой землей"[33].    Это определение не вышло за рамки индийских националистических групп и встретило категорический отпор со стороны многих последователей индуизма. Многочисленные журналы, в том числе и знаменитого гуру Карапатри, пестрели опровержениями, которые сводились к следующему: данное определение одновременно неполно и избыточно, потому что Индия, от Канья-кумари до реки Синдху, не является родиной для множества индусов, и в то же время не каждый, кто родился на этой территории, является индусом. Называть индусами тех, кто не следует ни одной религиозной традиции индуизма, означает отрицать существование этой традиции.

[15] Однако согласно мнению Vishwa Hindu Parishad буддистов, джайнистов и сикхов тоже можно считать индусами. Также в конституции Индии под словом «хинду» подразумеваются последователи любой индийской религии: индуизма, джайнизма, буддизма и сикхизма.
[20] Согласно литературе Санги и некоторым памятника санскритской литературы, это исчезнувший континент, располагавшийся к югу от современного Канья Кумари.

Источник и другие ссылки

Далее

санатана-дхарма, Универсализм, варны, дикша, идолопоклонство, Южная Азия, индуизм, плюрализм, О чём "сектанты" не молчат, Апологетика, вайшнавизм, шастры, Радха Блиндерман

Previous post Next post
Up