Когда я заканчивал срочную службу в армии, мой друг и тоже «дембель» обратился ко мне с вопросом. Он сказал, что больше десяти книг в жизни не прочитает. Но десяток книг Валерий решил прочитать. И попросил составить ему список из десяти книг, которые действительно заслуживают прочтения.
Я только с годами понял, насколько сложную задачу поставил тогда мой сослуживец.
В то время список был мною по молодости быстро написан. Помню, вошла в него книжка некого Смелякова «Деловая Америка» - по тем временам оглушительная новинка о США. Вписал туда еще что-то из Фейхтвангера. «Лезвие бритвы» Ефремова тоже включил. Остальное не помню.
Эпизод этот всплыл у меня в памяти при прочтении в Журнале у моего друга
sania_100 двух публикаций о Движении Интеллектуального Сопротивления:
здесь и
здесь. В целом к «культуртрегерству» я отношусь критически. Но в указанных публикациях вопрос поставлен в новой плоскости. Речь идет не о простом «просветительстве», которое на поверку оборачивается подчас «затемнительством». Вопрос стоит о вооружении людей инструментарием против дезинформации, против оглупления, против мифологии.
И я подумал: мы можем помочь родам Движения Интеллектуального Сопротивления, если попытаемся как бы по его просьбе написать список, подобный тому, что когда-то запросил у меня Валерий.
Сам я предложу то, что оригинальным не покажется. Но вот СПОСОБ чтения «Войны и мира» у меня особенный. Я рекомендую прочитать сначала только те эпизоды и размышления, которые касаются реально существовавших в истории лиц, реально происходивших в истории событий. Дело в том, что произведение «Война и мир» на редкость многослойное. Это как рудник, в котором и железо, и золото, и чего только нет. А каждое из полезных ископаемых требует своей технологии добычи, своего особого хранения и использования. В
рассказе-эссе о своей командировке в регион этнической войны я попытался показать, как Толстой стал для меня даже …юридическим консультантом. А главное, что благодаря Толстому после реального проникновения в таинства настоящей истории перестаешь биться лбом об отсебятину большинства авторов как научных, так и художественных «творений» об истории.
Согласны? А что еще включим в список?