Мятеж во имя Закона. Август 1991 - октябрь 1993. Улица. Митинговый марафон.

Apr 03, 2013 07:37

          В дальнейшем столица России продолжала оставаться ареной массовых (хотя и менее многочисленных, чем 17 марта 1992 г.) выступлений, сопровождавшихся иногда ожесточёнными столкновениями с милицией. Наиболее крупными оппозиционными выступлениями с марта 1992 г. по сентябрь 1993 г. были:

         - 1 мая 1992 года - демонстрация по маршруту от Октябрьской площади на Манежную площадь. Шествие двигалось мимо парка культуры, где проходил профсоюзный митинг, организованный функционерами ФНПР. При визуальном сопоставлении числа участников этих двух акций бросалось в глаза численное превосходство тех, кто следовал в колоннах «Трудовой России».
          - 9 мая 1992 года - митинг в Сокольниках и шествие к тюрьме «Матросская тишина» с требованием освобождения членов ГКЧП.
          - 12-22 июня 1992 года - «осада империи лжи», то есть телецентра в Останкино. Здесь формальным инициатором акции явилась уже не сама «Трудовая Россия», а националистическая «Русская партия». И хотя основную массу протестующих по-прежнему составили приверженцы краснознаменной «Трудовой России», но переговоры от их имени с руководством Останкино велись в основном лидерами националистических организаций. «Осада» осуществлялась днём многотысячными массами митингующих, а ночами вблизи телецентра оставался небольшой палаточный городок. На рассвете 22 июня он был ликвидирован милицией с использованием силы в отношении обитателей городка, что в тот же день вызвало серию массовых стычек между милицией и демонстрантами. Наиболее ожесточённое столкновение произошло на улице Гиляровского. По мнению участника события А.Кольцова, именно здесь ОМОН «впервые почувствовал на себе всю ярость избиваемых им людей». Некоторые сотрудники ОМОН были вырваны из строя оцепления и окружены манифестантами. Участник этих событий А.Хлебников вспоминает искажённое страхом лицо молодого омоновца. По словам А.Хлебникова, он обратился к окружающим с призывом не поддаваться чувству мести, в результате чего пленник был достаточно быстро отпущен. В руках манифестантов после этой стычки осталось несколько трофеев в виде омоновских шлемов и щитов.
          - 25 августа 1992 года - митинг у парка культуры Горького по случаю годовщины ГКЧП (организаторы согласились с представителями властей не проводить это мероприятие в собственно годовщину 19 августа во избежание эксцессов).
          - 24 октября 1992 года - очередное «Вече» на Октябрьской площади.
          - 7 ноября 1992 года - октябрьский митинг на Манежной площади.
          - декабрь 1992 года - серия митингов на Васильевском спуске и у музея Ленина. Здесь уличные акции впервые полностью утратили характер самостоятельного движения и проводились исключительно в поддержку представительной власти - части депутатского корпуса России, выступавшего за отставку Ельцина.
          - 23 февраля 1993 года - демонстрация в честь Армии и Флота.
          - 8 марта 1993 года - «марш пустых кастрюль», проведённый как женская акция протеста по инициативе Виктора Анпилова.
          - 1 мая 1993 года - демонстрация, окончившаяся ожесточённой схваткой с силами ОМОН. В числе руководителей демонстрантов был депутат РФ Илья Константинов, который своими призывами в мегафон во многом способствовал настрою манифестантов на прорыв цепей милиции. Особый политический смысл это выступление приобретало в связи с тем, что состоялось сразу после победы Ельцина на референдуме 25 апреля. Происшедшее столкновение как бы убеждало парламентскую оппозицию в том, что и за ней стоят достаточно решительные социальные силы.
          - 9 мая 1993 года - шествие по случаю Дня Победы. Проводилось под эгидой Союза офицеров во главе с подполковником Тереховым. Было хорошо организовано и обеспечено охраной из молодых активистов. Прошло без конфликтов, хотя и осуществлялось по несогласованному с властями маршруту.
          Летом 1993 года массовость акций московской уличной оппозиции заметно спадает, хотя многочисленные небольшие митинги, шествия и другие мероприятия продолжают проводиться. Необходимо отметить, что, невзирая на некоторый спад массовости, степень боевого настроя, решительности требований и лозунгов у некоторых руководителей движения оставалась прежней или даже возрастала. В начале сентября, намечая очередное «вече» на 3 октября на Октябрьской площади, Виктор Анпилов полагал, что акция должна продлиться до тех пор, пока президент Ельцин не уйдёт в отставку.
          При таком обычном настрое руководителя назначенная на 3 октября акция имела все шансы стать обычным для последних месяцев мероприятием - «одной из» демонстраций, ставших столь привычными и даже безобидными летом 1993 года.
          В начале сентября никто не мог знать, что этому назначенному на октябрь очередному «вече» суждено было трагическим и роковым образом завершить двухлетний этап борьбы.

история, политика, социальные катастрофы, Россия

Previous post Next post
Up