«Какую партию ни начни строить - получится КПСС!» - говорят, что этот афоризм в свое время произнес создатель партии «Наш дом Россия» Черномырдин. Мы, создатели Партии Трудящихся России, обязаны сказать прежде всего самим себе: да, мы наследуем партию Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева! Мы наследуем ее достижения, ее победы - и мы наследуем ее поражения и ее трагедии. Нам известны секреты ее достижений и побед. Мы знаем причины поражений и трагедий, включая и причину фактического самоустранения КПСС в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Мы даже в этом историческом периоде находим то, что может быть ГОРДОСТЬЮ коммунистов. Факт, что партия ПОГИБЛА ВМЕСТЕ СО СТРАНОЙ СССР! Она не предала страну - она погибла вместе с ней!
Чем ПТР будет отличаться от КПСС?
Эти отличия диктуются самой жизнью. Они диктуются спецификой противоречий, которые определили развитие страны и мира в последние несколько десятилетий. Вот три главных противоречия, которые в этот период определили и определяют развитие СССР, СНГ и России:
- Противоречие между единством экономического организма общества и его представленностью в виде отдельных отраслей, объединений, заводов, фабрик, НИИ, сельскохозяйственных предприятий, цехов, участков, бригад, артелей, индивидуальных работников, так называемых «частников».
- Противоречие между все нарастающим обобществлением экономической и социальной жизни и ГОСУДАРСТВЕННОЙ формой такового обобществления.
- Противоречие между нарастающими международными взаимосвязями и взаимозависимостями и национально-государственными формами организации жизнедеятельности сообществ людей в современном мире.
Вот отношение доходов консолидированного бюджета США к прибавочному продукту: в 2008 году - 68%. В году предыдущем - 67,10%. И это при том, что здесь специально взят период до кризиса! И это при том, что в показанной доле совершенно не учтен прибавочный продукт, создаваемый государственными предприятиями США, а также компаниями с решающим участием государства в их уставном капитале! Аналогичные статистические изыскания по России подводят к тому, что государство изымает до девяти десятых прибавочного продукта, производимого в стране!
И все еще находятся лица, которые перед лицом ТАКИХ реалий болтают о неких «рыночных отношениях» или «капитализмах»! Они хотят назвать воров и коррупционеров «капиталистами» или «буржуазией»! Сколько им заплатили эти люмпены, то есть сколько им заплатило это ворье, «косящее» под безвозвратно ушедшую «буржуазию»!?
Логика развития производительных сил подвела к революционным изменениям в самом статусе товара «деньги» как эквивалента стоимости других товаров. Утрачивая свое материальное воплощение, товар «деньги» сегодня вплотную подводит к вытеснению так называемой «налички». В страхе перед этим - всемирным! - процессом ворье, коррупционеры и мелкие лавочники голосят о «тоталитаризме». Их штаны становятся мокрыми от того, что они понимают: дальнейшее развитие данной тенденции будет означать неслыханную возможность контроля в вопросе о доходах и расходах. И это - так! Сама по себе ВОЗМОЖНОСТЬ контроля вырастет качественно. И будут и проблемы. Очевидно, общество примет какие-то правила конфиденциальности. Исходя из того, что даже жене не всегда нужно знать, что там купил муж в аптеке. Но правила правилами, а ВОЗМОЖНОСТЬ тотального контроля действительно будет. Однако у тех же наделавших в штаны «частников» есть мобильные телефоны. А это уже означает отказ от конфиденциальности в таком вопросе, как личное местонахождение. Пойдете воровать - отключите телефон? Но он у Вас с какого времени? Вот одному человеку очень не хотелось признаваться в том, что он однажды ездил в город Орел. И хотя уже и давно это было, но этот "предательский" мобильник...
Сегодня каждый, имеющий "мобильник", уже лицо с цифровыми деньгами! С возможностью деньгами на "мобильнике" уже сейчас что-то купить и помимо услуг провайдера. С возможностью нажатием кнопок перечислить какую-то сумму другому человеку на другой "мобильник". То есть с полной «прозрачностью» в этой части денег - причем не только для общества, но и для провайдера.
Суть Единого Цифрового Банка в том, что постепенно не часть денег, а ВСЕ деньги у граждан и организаций станут вот так, как они сейчас - "на мобильнике". В магазине люди станут вместо кошелька доставать как бы "мобильник" - и перечислять на "мобильник" магазина. Зарплату человеку перечислят, когда он, например, дома. Некоторые нужные платежи кто-то будет делать, не выходя из дома...
Провайдер - ОДИН! Это принципиально! В этой связи чьи-то подозрения о замешанности здесь интересов частных банков - более чем причудливое умопостроение. Мы просто вместо национализаций ДОЛГОВ всех этих частных финансовых структур - мы вместо этого говорим: ЕДИНЫЙ Цифровой Банк! Конфиденциальность? - Постараемся соблюдать! Но сама ВОЗМОЖНОСТЬ контроля за каждой копейкой - она будет. Не нравится? Но ведь «понравилось» же, что Ваше местонахождение не является секретом! Живете в 21 веке - придется жить именно в 21 веке!
И перед лицом таких неслыханных ранее форм обобществления со всей силой встает вопрос о взаимоотношениях между личностью, социальной группой, классом, с одной стороны, - и государством с другой стороны. Сохраняющийся анахронизм в лице государственной машины все более повелительно диктует срочные меры по преодолению государственной организации жизнедеятельности. Нельзя позволять в обществе людей господствовать бездушной и безмозглой госмашине! Ей вообще-то место - «в музее древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором». Если мы не уймем этого «робокопа» под названием «государство», то он наделает дел! Чем заканчивается госэлитаризм или этатизм - нам известно! Этот путь только что показала нам Ливия!
Мы не можем, противодействуя логике экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, вернуться к капитализму или к «рынку». Но и господство этатизма (госэлитаризма) воспроизводит только 1)наращивание коррупции и воровства; 2)наращивание борьбы против коррупции и воровства. Уже не только экономика, но и вся культура во всем полуденном мире заполнены не относительно благопристойными буржуазными байками, а только «произведениями» на темы «Как украсть миллион» и «Отпетыми мошенниками», воспевающими исключительно романтику уголовного и полицейского миров.
Преодоление государственной формы обобществления - в организации в господствующую партию лиц, живущих в России своим трудом, а не криминальными доходами, не взятками и «откатами», не доходами от капитала и не сделками за границами страны.
Партия - НЕ государственная структура! В госструктурах есть начальники и подчиненные. В них проводятся совещания, на которых звучат мнения, возникают споры. Высказывать мнение и спорить теоретически может каждый, а вот РЕШАТЬ в системе госструктур может только начальник. В партии - иначе! Здесь не только обсуждают, но и решают.
Партия - от слова «часть»! В приведенной выше формулировке ОТСЕЧЕНЫ те ЧАСТИ общества, которым в Партии Трудящихся России делать нечего. Это, например, лица, живущие доходами от капитала. Они будут в обществе, но их не должно быть в Партии Трудящихся! В идеале они должны бы создать СВОЮ партию - партию живущих доходами от капитала. ПТР прямо заинтересована в многопартийности, так как свое ГОСПОДСТВО ПТР должна утверждать в том числе и в постоянной идеологической борьбе. Единственная трудность для партий капиталистов - им придется выступать именно в качестве партий капиталистов, а не маскироваться под «демократов», «патриотов» или «коммунистов». ПТР уже на стадии своего создания обязана научиться срывать маски с мимикримор и с помогающих им дураков и пустомелей.
ПТР, оставаясь ЧАСТЬЮ общества, должна стать партией более массовой, чем была КПСС. К этому обязывает исторический опыт. В 1990 году раздел производства на так называемые «кооперативы» поддерживали: среди членов КПСС 60%, а среди всех жителей СССР только 47%. А теоретическую лапшу на уши о том, будто бы «развитие рынка ведет к развитию социализма», - эту лапшу были согласны потреблять 49% членов КПСС, но только 32 процента «простых людей». Как видим, История могла бы пойти иначе, ЕСЛИ бы правившая КПСС на каком-то из этапов поставила бы задачу организации в господствующую партию всех людей, живущих своим трудом.
На стадиях формирования и развития требования к создателям ПТР выдвигает сама жизнь. Здесь нужны знания, умение постоянно учиться, не только знать теорию, но и применять ее, нужна определенная направленность интересов. Но когда ПТР станет реальностью и превратится в господствующую партию, тогда она станет единственной носительницей долговременных интересов всего общества, и от своих членов она может требовать только 1)жизни своим трудом, а не … (смотри выше), 2)участия в принятии и в исполнении решений общеполитического, общенародного уровня. Партия - для этого, а не для соблюдения каких-либо полусектанских заповедей насчет образа жизни и так называемого «морального облика». В партии будут разные люди, с разными интересами и потребностями. В какой-то степени модель такой партии можно увидеть в ВЛКСМ, который в свое время охватывал почти всю социальную группу молодежи в СССР. Партия с ее регулярными партсобраниями - помимо прочего инструмент преодоления социальной пассивности, инструмент развития активности широких народных масс. Сегодня много разговоров о наступлении «эры непосредственной демократии». С развитием электронных коммуникаций появляется возможность более частого участия каждого в обсуждении каких-то вопросов. Однако эта позитивная тенденция не устраняет противоречивость самого по себе общества. Партия Трудящихся России не может быть нацелена на простое следование стихии общественных настроений. Задача ПТР как раз в преодолении стихийности социально-экономического развития на благо всего народа, то есть в социализме.
Социализм в таком его понимании даже при господстве партий трудящихся будет в обозримый период существовать в виде исторически сложившихся национально-государственных образований. Мы обязаны четко сказать прежде всего самим себе: это противоречие мы пока что не «снимем»! И между социалистическими странами будут так называемые «международные отношения», а экономические отношения между ними будут допускать и отношения рыночного обмена - со всеми вытекающими отсюда последствиями! Мы вообще должны знать, что социализм - это не белый лебедь, а достаточно противоречивая общественно-экономическая формация. Мы далеки от того, чтобы представлять социализм строем блаженных и безгрешных людей. Практика на примере имевшей место войны между социалистическим Китаем и социалистическим Вьетнамом уже показала, что национально-государственная форма социалистических сообществ может таить в себе свои угрозы. В этой связи мы толкуем старый термин «пролетарский интернационализм» как нашу обязанность 1)уметь нейтрализовать противоречия национально-государственного разделения, 2)своим примером успешного преображения СВОЕЙ страны на благо ее народа служить ориентиром для наших товарищей и братьев за границами нашей страны.
Неотложная задача - полная и самая беспощадная ликвидация любых проявлений дискриминации в отношении иностранной рабочей силы! Иностранные рабочие должны получать равную с местными оплату за равный труд, пользоваться всеми медицинскими и необходимыми социальными льготами, надежной системой правовой защиты, оборудованным жильем. Понятно, что реализация такого подхода надежно отобьет охоту использовать рабский по сути труд «мигрантов» у большинства нынешних «работодателей». И это приведет к УМЕНЬШЕНИЮ присутствия иностранцев на рынке труда - об этом мы должны говорить прямо. Никаких депортаций - и никаких рабов!
Можно предположить, что в обозримом будущем при господстве в России Партии Трудящихся активизируются процессы реинтеграции стран, входивших в СССР. Вероятно, таковые процессы мы должны оценивать позитивно, но в качестве самоцели реинтеграция для ПТР вряд ли приемлема.
Таковы некоторые общие размышления в связи с начатой здесь в Журнале серией «От КПСС к ПТР». Да, мы наследуем партию Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева! Но мы наследуем ее не в юридическом смысле. Нам не требуется перерегистрация партбилетов КПСС. Тем, у кого они были, было бы не лишним вникнуть в поэтический образ, созданный рязанским поэтом Сениным, который в свое время обратился к своему партбилету с такими словами:
Я на костре тебя сожгу
Души моей!
Чтоб свет, который есть в тебе, -
Он есть! -
Как ум, как совесть и как честь
Светил другой судьбе!