Британия в цифрах - 13: экономические выгоды от высшего образования для государства

Feb 22, 2007 16:45

В предыдущем посте этой темы шла речь о финансовых выгодах от высшего образования для его обладателей. Для полноты картины интересно понять, выгодно ли (в сугубо экономических терминах) развивать высшее образование государству.

Ответ дает недавно опубликованное исследование "The economic impact of UK higher education institutions", выполненное по заказу все той же University UK (организация, созданная ректорами университетов) группой социологов из University of Strathclyde. Это уже третье такое исследование (первые два опубликованы в 1997 и 2002 гг.), и приводимые данные относятся к 2003/04 финансовому году.

Ключевые показатели:

  • Совокупный доход (т.е. все поступившие средства - total revenue) университетской отрасли составил £16.7 миллиарда (на 4 миллиарда больше, чем в 1999/2000 г.). Чтобы почувствовать значимость этой цифры: это несколько больше, чем сгенерировали такие традиционно сильные здесь секторы экономики как авиакосмическая и фармацевтическая индустрии и чуть меньше чем имеют отрасли всей посреднической финансовой деятельности и всей юридической деятельности. Источники поступления средств таковы: 48% - от базисного госфинансирования (плата за обучение студентов и специальные гранты - "Council grants"); если учесть и другие государственные поступления, то получится 61%. 27% - из частного сектора, 12% (почти £2 миллиарда!) - от международной деятельности (institutional gross export earnings).

  • Что касается трат, то они составили £16.6 миллиарда, причем крупнейшая статья расходов (59%) - оплата труда. Всего же на товары и услуги внути страны (это и разнообразные гранты студентам, и затраты на книги и периодику, и на потребленную энергию и т.д.) отраслью было потрачено £15.4 миллиарда.

  • В отрасли занято 330 тысяч работников (1.2% от всей трудовой силы Альбиона); 280 тысяч - это full-time job. Eще без малого 270 тысяч человек обслуживают высшее образование не напрямую, работая в других отраслях - т.е. практически каждое full-time рабочее место в университетах имеет побочным эффектом создание рабочего места в другой отрасли. И на каждый вырабатываемый в образовательной области £1 генерируется £1.52 в других секторах экономики - т.е. в абсолютных цифрах сгенерировано дополнительно продукта на £25.6 миллиарда как результат разного рода расходов отрасли высшего образования. Т.о. "total output" (прямой и непрямой) составил £42.5 миллиарда.

  • Личные расходы иностранных студентов (т.н. "off-campus" - т.е. не связанные с получением самого образования) составили £1.5 миллиарда, что эквивалентно 9% от всех поступлений от иностранцев, посетивших страну в 2004 г. Что сгенерировало £2.4 миллиарда выпущенного продукта и дало дополнительно 21.900 рабочих мест. Плюс иностранные гости (нее студенты) посетившие Альбион с целями, связанными с образованием (например, рекрутеры) обеспечили "output" еще на £2 миллиарда.

  • Наконец, прямо характеризующий прибыльность государственных вложений показатель "rate of return to the Exchequer" (норма прибыли на вложенные казной средства) равен 12.1% - это до введения нынешнего повышения платы за обучения. А после произошедшего в этом году введения этот показатель снизится, как ожидается, до 11% - такой, на первый взгляд, странный результат, связан с тем, что студенты теперь получают из государственной казны больше займов (а отдавать будут не скоро!). Тем не менее, вкладывать деньги в высшее образование государству весьма выгодно - никакой банк такой процент возврата не обеспечит!

    Update. Забавный отзыв - просто-таки Apocalypse Now. Ужас-ужас!

    Британия в цифрах
  • Статистика, Образование, Экономика, Британия

    Previous post Next post
    Up