Шахматы: Виктор Корчной - киноактер, писатель и боец

Jan 19, 2006 13:34

С кем только не играл Виктор Корчной за свою долгую карьеру! Но все-таки это были люди (хотя в своей недавней книге мемуаров, о которой ниже, он рассказывает, как однажды сыграл - и выиграл! - партию с вызванным во время спиритического сеанса духом покойного венгерского гроссмейстера Геза Мароци; сама партия с комментариями - на немецком - здесь. О продолжавшихся десятилетиями играх с советской системой и не говорю.).

Но вот совершенно замечательный 30-секундный рекламный видеоролик. Виктор Львович играет партию с коровой по имени Lovely (Миг Грингард в своем блоге уже предложил заменить имя - термин "кличка" для такого интеллектуального животного, очевидно, не подходит - на Deep Blooooooooooo; если кто не помнит: Deep Blue - это IBM-овский суперкомпьютер, обыгравший в скандальном матче Каспарова). Как говорят знающие люди, и выразительнейшая мимика, и поведение после проигрыша (а в рекламе молока корова не могла не оказаться сильнее!) очень характерны для легендарного шахматиста, знаменитого своим бойцовским настроем. Даже перешагнув 70-летний рубеж, он всегда играет только на победу, и остро переживает поражения. Иногда его поведение принимает достаточно экстремальные (для такой с виду спокойной игры, как шахматы) формы. Об этом свидетельствует еще одна короткая видеозапись, уже не рекламная, а вполне реальная: это финал блицпартии Корчного с Софией Полгар. И здесь он проиграл, и повел себя еще более эксцентрично, чем с Коровой (при просмотре необходимо включить звук - на англ.!). Справедливости ради, очевидцы говорят (этот эпизод широко обсуждался), что Полгар до того сама вела себя не лучшим образом (пытаясь подсказать некоему сопернику Корчного правильный ход - при том, что Корчной боролся за первый приз в турнире с ее мужем гроссмейстером Косашвили; соперник попытки Софии не заметил, а вот Виктор Львович очень даже заметил и громогласно потребовал от судей "убрать эту девицу", что привело к взаимной перепалке).

Кстати, о том, как неукротимый старый маэстро, до сих пор сохраняющий энергию и много играющий в сильных турнирах с соперниками, годящимися ему во внуки, переживает поражения, мог бы лучше рассказать международный гроссмейстер der_denker, в прошлом году не просто обыгравший Корчного, но и сделавший это в совершенно блестящем стиле (партия широко публиковалась). Кстати, именно сегодня этот, бесспорно, сильнейший шахматист среди жж-истов, отмечает свой день рождения, с чем я его и поздравляю.

Но вернемся к Корчному. Его актерские способности хорошо известны: в свое время он исполнил большую и вполне серьезную роль (не самого себя!) в неплохом фильме по сценарию Леонида Зорина "Гроссмейстер" (в главной роли - Андрей Мягков). Правда, сам Корчной оценивает фильм невысоко (после того, как Корчной остался за границей, фильм был практически изъят из проката). О чем можно прочитать в уже упомянутой автобиографической книге «Шахматы без пощады» (с подзаголовком "Мемуары шахматиста. Секретные материалы Политбюро, КГБ, Спорткомитета"). Будучи недавно в Москве, я купил эту книгу (она, по-моему, продается в основных книжных магазинах) и проглотил ее за один вечер: исключительно откровенная и интересная (как отмечает в предисловии В.Войнович, "Эту книгу я читал как боевик"). Всем рекомендую - это выразительный автопортрет много повидавшего человека на широком историческом фоне.

На питерском сайте www.e3e5.ru опубликованы три главы из этой книги:

"Спасский" (о противоречивых отношениях с Борисом Спасским. Корчной не сомневается, что тот широко пользовался помощью экстрасенсов, и не только в скандальном матче с ним в конце 1970х, но и в 1965 году в матче с Талем, когда Спасский будто бы прибегал к помощи Вольфа Мессинга). А вот полушутливое мнение Спасского о Корчном (на англ.).

"1972 - 1973 годы" (о тогдашней шахматной жизни, включая надзор КГБ).

"США" (о Фишере, С. Аллилуевой и встречах с тамошней русской мафией).

Приложение: из очерка Генны Сосонко, написанного в 2001 г. к семидесятилетию Корчного:

Впервые я увидел Корчного без малого полвека назад на шахматном празднике во Дворце пионеров. Я только что сделал ничью со Спасским в сеансе одновременной игры и с бьющимся от счастья сердцем подошел к другому сеансу, который давал, куря папиросу за папиросой, молодой человек с характерной мимикой. Это был Виктор Корчной. Мальчику, за спиной которого я встал, давали советы дети, которым не нашлось места в сеансе. Так и не решив, какой ход сделать, мальчик попросил разрешения у Корчного, подошедшего к его доске, пропустить очередь. В то же мгновение Корчной произнес короткое слово, которое довелось слышать многим, в том числе впоследствии не раз и мне, в ответ на предложенную ничью. Корчной сказал: «Нет». Его бескомпромиссность, заряженность на игру, жажда борьбы общеизвестны. Качества эти вместе с фантазией в шахматах обычно присущи молодости, и с возрастом, как правило, пропадают. Накапливается опыт, все теряет прелесть новизны, почти ничто не возбуждает воображение и не подстегивает, как в молодые годы, к творчеству. С Виктором Корчным этого не произошло. Он все еще в поиске, в анализе, в подготовке к турнирам, в игре... В один из горьких дней 1940 года Уинстон Черчилль заявил деморализованным министрам французского кабинета: «Whatever you may do, we shall fight on for ever, and ever, and ever». Корчной не раз повторял, что он покинул Советский Союз, чтобы играть в шахматы. В этом он видит свое предназначение, свою судьбу. И как бы ни менялись правила проведения соревнований, какие бы новые звезды ни всходили на шахматном небосводе, Виктор Корчной will fight on for ever, and ever, and ever…

Шахматы

Шахматы, Персоны

Previous post Next post
Up