КС - конференция с главным редактором журнала "64" М. Глуховским

Apr 11, 2010 17:57

И снова шахматно-журналистский пост: так уж складывются дела, что у меня сейчас нет иной возможности обозначить свое присутствие в жж. Надеюсь, однако, что он будет интересен не только шахматистам. Представляю очередное "народное интервью" в рамках проекта шахматного сайта CrestBook и ассоциированного с ним крупнейшего русскоязычного шахматного форума KasparovChess под названием "КС-конференции" (о проекте я уже подробно рассказывал здесь). В этот раз интервью было весьма специфическим: его фигурантом был не супер-гроссмейстер, а журналист, правда не простой, а самый что ни на есть статусный: главный редактор российского шахматного журнала "64" и сайта Российской шахматной федерации Марк Глуховский. Журнал "64", если кто не знает, это единственное выжившее в России специализированное шахматное издание (в такой, на первый взгляд, не самой шахматной стране как Германия, их добрый десяток). Первым редактором журнала был экс-чемпион мира Тигран Петросян, некоторое время главредом числился Анатолий Карпов, в новейшие времена его руководителем (и собственником) стал знаменитый шахматный журналист Александр Рошаль, несколько лет назад ушедший из жизни.

КС-конференция с Марком Глуховским.

Еще одна особенность этой конференции - необычно большое количество моих вопросов (некоторые из которых были заданы в устном режиме по Скайпу в процессе подготовки материала). И это были весьма серьезные вопросы, включая "политические" - если кто не в курсе, недавно в соответствии с указанием президента Медведева в Российской шахматной федерации переменилась власть, и этот процесс до смешного напоминал смену власти на общегосударственном уровне. И предвыборная полемика шла примерно так же, как и перед прочими выборами в нашем отечестве. Кстати, руководят российскими шахматами люди влиятельные (и с репутацией "либералов" при власти) - вице-премьер А. Жуков и советник президента А. Дворкович.

Несколько неожиданно интервью вызвало громкую и неоднозначную реакцию и полемику (скажем, количество постов, часто весьма пространных, в треде форума KasparoChess, где обсуждаются ответы Марка, уже перевалило за 200. Конференции даже таких популярных супер-гроссов, как Широв и Грищук, не вызывали таких дискуссий. Спорят и на других форумах, большие фрагменты интервью уже появились в переводе на популярном англоязычном блоге ведущего западного шахматного автора (который по совместительству является английским пером Гарри Каспарова) Мига Грингарда...

В общем, конференция вызвала некое волнение в шахматном Интернете - если не сказать потрясение. Прочли, кажется, "все". И многие обиделись. Чему три основных причины. Во-первых, Марк не счел нужным скрывать, что он действительно думает по поводу некоторых персоналий (в том числе коллег) и изданий (в основном, интернетовских). Что как-то в наших шахматных СМИ (в том числе и в его журнале) не очень принято. Во-вторых, будучи редактором "бумажного" журнала, он весьма резко высказался об интернетовской шахматной журналистике (а также об уровне разговоров на многочисленных форумах) вообще. Наконец, в третьих, он выбрал довольно раскованную стилистику разговора, не избегая и некоторых рискованных словечек на грани вкуса. Он повел разговор в том стиле, как это практикуется на многих популярных сайтах с художественно-журналистским уклоном (например, OpenSpаce). Цензурировать главреда ведущего издания, который, надо полагать, сознательно выбрал стиль разговора, нам показалось неприемлемым (с гроссмейстерами мы в этом смысле церемонимся меньше - хотя они пока что и сами не выражали склонности к "лексике"), так что в материале остались поминания (единичные) "пидоров", "сук" и даже "хера" (на мой вкус, оправданные - в рамках взятого тона - контекстом, в котором эти словечки возникали). В итоге огромное интервью читается, как указывают даже и его ругатели, на одном дыхании (Марк действительно замечательный журналист, с индивидуальной легкой интонацией, которого всегда очень интересно читать. А пишет он, кстати, не только по-русски, но и для ведущего западного шахматного журнала "New in Chess").

Аудитория на шахматных сайтах и форумах не слишком отличается от, скажем, средней жж-шной: выражения с нецензурной и полуцензурной лексикой - это общее место (на форуме KasparovChess мы с этим боремся, и многие обижаются - вплоть до демонстративного ухода с форума с проклятиями ханжеской администрации), выпады против политкорректности, как это вообще принято в наших палестинах, звучат без остановки и т.д. Но выяснилось, что для значительной части аудитории несколько рискованных словечек вкупе с непривычной для публичной шахматной среды откровенностью просто полностью заслонили всю содержательную - и часто очень серьезную - основу. Это любопытный и наводящий на размышления эффект. Отношение к печатному (пусть и в рамках интернетовской конфы) слову авторства статусного лица у широкой публики остается серьезным, может быть - даже слишком.

Плюс Марк сравнивая разные шахматные сайты, дал такие размашистые и не слишком справедливые характеристики, что, скажем, редакции нашего сайта CrestBook (на котором эта конференция и напечатана!) было просто невозможно отреагировать (отсюда и появление весьма саркастичного послесловия "От Редакции", на которое Марк, проясняя свою позицию, ответил своим (и вызвавшим новые обиды) "Марк Глуховский: Послесловие к послесловию" (оба послесловия можно найти в конце самой конференции).

Процитирую один фрагмент из этой конференции, где Марк размышляет о присущих топ-гроссмейстерам типологических человеческих чертах.

stirlitz: Хочется задать такой вопрос: какими Вы видите больших шахматистов в целом? Можете ли Вы назвать какие-то характерные именно для сильных шахматистов позитивные или негативные качества?

Общих черт у больших шахматистов немного. Возьмите Ананда, Иванчука, Топалова, Крамника - совершенно разные люди. Все же попробую эти черты найти, без оценок - позитивные, негативные, пусть каждый сам решает за себя.

Во-первых, сильная воля. Почти все большие шахматисты постоянно преодолевают других, с детских лет, на протяжении всей карьеры - представляете, что это такое? Мало кто на чистой гениальности выезжает... Большинство... обладают гипертрофированной волей по сравнению с обычными людьми. Люди безвольные большими шахматистами не становятся.

Второе - эгоцентризм. Поскольку причины и побед, и поражений все время ищутся в себе, в собственном мозгу, в собственном теле, большой шахматист беспрерывно прислушивается к своему внутреннему состоянию. Как он выспался, как поел, как погулял, как в туалет сходил и т.д. Такое внимание к собственной персоне неизбежно сказывается на других людях.

Третье - кастовость. В общем, понять этих людей может очень небольшой процент населения, и они с детства к этой ситуации привыкают. В таком же положении, вероятно, находятся астрономы, ядерные физики, структурные лингвисты и другие люди, которые занимаются очень сложными вещами. Поскольку круг действительно узок, и большие шахматисты все время варятся в собственном соку, весьма распространены слухи, сплетни и т.д. Все все про всех знают, ну или в крайнем случае догадываются.

Четвертое - чувство юмора. Подчас своеобразное, но присуще почти всем. Видимо, если все время развивать мозг, ЧЮ вырабатывается как побочный продукт.

Пятое и последнее - азарт. Многие либо очень азартно болеют за какой-нибудь спорт, либо сами во что-то играют - в карты, футбол, теннис, домино и т.п.

Возможно, по прочтении такой характеристики кому-то из нешахматных френдов станет более понятна личность Гарри Каспарова (о котором в интервью сказано немало - кстати, послезавтра ему исполнится 47 лет)?! Вообще, интересно поразмышлять, как проявляется его шахматная сущность (от которой ему некуда деться) в его нынешней далекой от шахмат деятельности...

Ну а следуюшим героем КС-конференции стал один из ведущих шахматистов мира, обладатель Кубка Мира 2009 года, израильский (когда-то советский) гроссмейстер Борис Гельфанд. Вопросы ему можно задать здесь, срок их приема истекает 14 апреля. Кстати, Борис (чрезвычайно уважаемый всем мировым шахматным сообществом) когда-то фигурировал в этом журнале - и в очень любопытном контексте ( "Партия между Израилем и Хизбаллой").

Шахматы, Пресса, Полемика

Previous post Next post
Up