50 советских фильмов о школе. Часть 5: 1-10

Dec 30, 2013 20:10

Оригинал взят у altereos в 50 советских фильмов о школе. Часть 5: 1-10
10."Чудак из пятого "Б" (1972, реж. Илья Фрэз)
Даже для меня неожиданно, что этот фильм оказался в десятке. Чего-то сверхособенного в нем трудно выделить. Лучше всего суть еще одной замечательной работы Фрэза отражает отзыв зрителя: "Очень хороший детский фильм, когда его смотришь то становится весело на душе и всё уходит прочь". И добавить нечего.
оценка 8/10







9."Аттестат зрелости" (1954, реж. Татьяна Лукашевич)
Какое-то время назад РуНет обошел один из эпизодов "Аттестата зрелости", проходящий по разряду видеоприколов. В этой сцене герой Василия Ланового как будто признается в любви своего лучшему другу-однокласснику. Какой же испорченный нынче пошел народ! :) Кто посмотрит фильм полностью, убедится, что ничего такого там нет, просто эпизод, как говорится, вырван из контекста. Есть в этом и плюс: старый советский фильм обрел дополнительную популярность.
Главный герой "Аттестата" - старшеклассник Валентин Листовский. В наше время таких детей называют интеллектуально одаренными. Но вместе с умом и различными талантами природа наградила Валю сложным характером, из-за чего наш герой ссорится со всеми подряд. В результате его исключают из комсомола - случай для того времени экстраординарный. Это скандал как минимум на всю школу! Этот случай заставил Валю пересмотреть свои взгляды на жизнь и боле адекватно относиться к себе и людям.
Татьяна Лукашевич сняла очень хорошую молодежно-психологическую драму, блистательно с ролью справился молодой Василий Лановой. Но фильм не только о советской школьной системе, он достаточно серьезно раскрывает проблему существования в обществе одаренного ребенка, который в силу своих природных качеств просто не может идеально вписываться в систему. Вот, например, какие вещи говорят о Вале директор школы и учитель математики:
Директор: "Листовский - одаренный человек, а такие люди в большинстве своем ведут себя несколько необычно, но мы умеем прощать их личные недостатки".
Учитель: "Советские люди, одаренные или неодаренные, прежде всего должны быть настоящими людьми".
Вот такой проблемный и полемичный фильм получился у Татьяны Лукашевич.
оценка 8/10







8."Не болит голова у дятла" (1974, реж. Динара Асанова)
Как мы уже говорили, Динара Асанова снимала авторское кино о детях и подростках, и "Не болит голова у дятла" - лучший из тех, что касается школьной жизни. Это фильм о семикласснике Севе Мухина, по кличке "Муха", он ничем вроде бы не выделяется среди сверстников, но тот факт, что его старший брат - известный баскетболист, заставляет его искать способы стать самостоятельной личностью и выйти из тени брата. Еще он любит играть на барабанах, что жутко раздражает родных и соседей. В общем, Сева - творческий изгой. Нет, он не "белая ворона", но скорее "гадкий утенок", который неизбежно вырастет в прекрасного лебедя и затмит серую массу.
"Не болит голова у дятла" - фильм не о талантах и не одаренности, а о независимом характере, который встречается у молодых так же редко, как и высокие интеллектуальные способности.
оценка 8/10







7."В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979, реж. Николай Лебедев, Эрнест Ясан)
Если проникнуться действием, то фильм оставляет мощное впечатление. Поначалу всё происходит как-то по-детски, несерьезно (первый эпизод - вообще детсадовский). Но, как говорится, "начали за здравие, кончили за упокой". Детская комедия переходит в подростковую трагедию. Из действующих лиц никто не умирает - и то хорошо. Трагедия же главного героя, Сережи Лаврова, в том, как жестоко и болезненно ломается его мировосприятие, под воздействием несчастной любви. Любовь действительно приносит юноше эмоциональные потрясения, вплоть до мыслей о самоубийстве. Он предпринимает даже попытку, но насколько она серьезна - непонятно. Возможно, авторы решили смягчить этот эпизод, чтобы не шокировать советских зрителей. Но это еще не всё. В конце фильма Сережа остается ни с чем. Кажется, в нем начинает созревать новая любовь к другой однокласснице, которая и раньше была к нему неравнодушна. Но из-за жизненных обстоятельств этот росток любви обречен на гибель... Хотя интерпретировать концовку можно и по-другому.
"В моей смерти прошу винить Клаву К." - безусловно, один из лучших советских фильмов о подростковой любви, снят с минимальными техническими средствами, без "звездных" актеров, немножко монотонно, но если погрузиться в атмосферу, то небольшой катарсис по окончании вам обеспечен.
оценка 8/10







6."Шут" (1988, реж. Андрей Эшпай)
Валя Успенский ("Шут") - современный аналог тезки из "Аттестата зрелости". Шут тоже интеллектуально одарен и со сложным характером. Отличие от более "древнего" коллеги в том, что Валя Успенский живет в то время, когда молодым людям позволялось гораздо больше. В 80-е годы подростки получали возможность безнаказанно поиздеваться над товарищами, учителями и родителями. Валя делает это с особой изощренностью, а именно: ставит жертву в неудобную ситуацию, в которой публично раскрываются ее слабости и комплексы. Валя оправдывает свои поступки тем, что таким образом он помогает людям-жертвам увидеть свои недостатки и самосовершенствоваться. Свою систему воздействия на людей герой назвал "Шутэ" - по аналогии с каратэ: "У меня всё более изящно: те же блоки, те же удары, только наносятся они не физически". Но нашла коса на камень, точнее, на учителя математики Игоря Александровича (Игорь Костолевский). Тот, будучи также очень умным человеком и хорошим психологом, раскусил сущность Вали и попытался его разоблачить: "Ты боишься людей, а больше всего боишься тех, кого хотел бы любить".
"Шут" раскрывает новые, более сложные, грани в подростковой психологий. Даже удивительно, как авторы придумали такую историю. Хотя подобные дети действительно встречаются, эдакие "интеллектуальные монстры", и как к ним относиться - вопрос...
оценка 8/10







5."Чужие письма" (1975, реж. Илья Авербах)
Долго думал, включать ли это фильм в рейтинг. Все-таки "Чужие письма" - великолепная межличностная драма, но никак не фильм о школе. Хотя главные герои - школьница и ее учительница. У 9-классница Зины было трудное детство, жизнь ее сложилась так, что самым близким для нее человеком стала классный руководитель Вера Ивановна (Ирина Купченко). У Веры Ивановны свои жизненные трудности и вопросы, свои комплексы. Зина в силу своей неопытности не всегда может понять поведение "второй мамы" и осознать, что есть хорошо и что есть плохо. Здесь нет определенного сюжета. Драма как будто статична, почти не развивается, и конфликт в целом не разрешается. Можно много говорить о неповторимом стиле Ильи Авербаха, снимавшего своё, психологически тонкое кино, но это уже другая история...
оценка 8/10







4."Завтра была война" (1987, реж. Юрий Кара)
Исторически острый фильм о жизни школьников в депрессивное предвоенное время, в годы репрессий. Всё общество было заражено параноидальными настроениями. Особенно тяжело приходилось подросткам, по натуре отзывчивым и благородным, еще не успевшим ни на кого настучать, никого предать. Их протест против системы обречен на жестокое подавление. Поэтому это единственный фильм о школе, в котором дело доходит до реального самоубийства. Тяжелый, трагичный и, наверное, нужный фильм об одном из наших потерянных поколений...
оценка 9/10







3."А если это любовь?" (1961, реж. Юлий Райзман)
Представляю реакцию зрителей, посмотревших в 61-м году фильм к тому времени заслуженного советского классика Юлия Райзмана. Шок! Дети целуются в кадре! Мама проводит с дочерью беседу о половой жизни! Неужели в советском кино было такое возможно? Сериал "Школа" можно было бы и не снимать...
Конечно, фильм ценен не только откровенными сценами. Это настоящая трагедия подростковой любви в условиях спального района в большом городе. Всё на самом деле серьезнее: автор показывает нам не только реакцию общества на запретный тип отношений между школьниками, но и подчинение женского начала системе. Девушка сознательно, хоть и под давлением окружения, отказывается от своей женственности и от любви вообще ради спокойного, незаметного существования. Обратите внимание, как она одета в последней сцене - типичный образ советской женщины, грубой, мужественной, непривлекательной. А она еще несовершеннолетняя! Так рано предопределила свою жизнь.
Такие фильмы должны входить в золотой фонд советского кино, но обречены на низкую популярность в силу своей "детской" школьной тематики. В очередной раз мы видим, насколько несправедлив такой подход.
оценка 9/10







2."Доживем до понедельника" (1968, реж. Станислав Ростоцкий)
В отличие от предыдущего фильма, этот как раз и входит в "золотой фонд". Почему-то "Доживем до понедельника" оказался ближе и понятнее зрителям. Наверное, потому что тут всё идеально. Актерская игра, сценарий, детали - всё на своих местах и на высшем уровне. При простоте сюжета фильм показывает нам разнообразие человеческих образов, как среди преподавателей, так и среди учащихся. Кто-то из них обязательно вам полюбится. Здесь есть место и для душевности, и для легкой грусти - в лучших традициях советского кино.
оценка 9/10







1."Вам и не снилось" (1980, реж. Илья Фрэз).
Как и обещал, Фрэзом я начал рейтинг, им же и закончил. Рискну предположить: всё основные темы и проблемы советского школьного кино здесь сочетаются наилучшим образом. В подтверждение моей гипотезы говорит статистика: среди всех обозреваемых фильмов "Вам и не снилось" имеет наибольшее количество оценок на Кинопоиске, а также занимает второе место по количеству скачиваний на RuTracker.org (после "Гостьи из будущего"). Стало быть, народ действительно любит этот фильм. Есть, конечно, люди, которые не очень любят "Вам и не снилось", хотя даже трудно представить - за что. Возможно, за излишнюю мелодраматичность действия, грубо говоря, за "сопливость"? Но здесь, мне кажется, всё адекватно: актеры не переигрывают (актеры вообще подобраны очень удачно: мужественный и утонченный Никита Михайловский и Татьяна Аксюта, на несколько лет старше своей героини, то есть, думается, актриса отлично чувствовала, как надо изображать девочку-подростка); интимные сцены присутствуют - но без эпатажа; банальных любовно-морковных признаний здесь тоже нет. В пользу фильма сыграло и изменение сюжета повести, по которой написан сценарий: в финальной сцене герой падает из окна и отделывается легкими ушибами, тогда как в оригинале всё трагичнее... Так что и здесь степень "сопливости" снижена до минимума.
В любом случае, "Вам и не снилось" - фильм, который будет интересно посмотреть всем. В конце концов, вариации сюжета о Ромео и Джульетте всегда были и будут востребованными.
оценка 9/10







11-20
21-30
31-40
41-50

Previous post Next post
Up