50 советских фильмов о школе. Часть 4: 11-20

Dec 30, 2013 20:10

Оригинал взят у altereos в 50 советских фильмов о школе. Часть 4: 11-20
20."Друг мой, Колька!" (1961, реж. Александр Митта, Алексей Салтыков)
Смелость авторов фильма в том, что они балансировали на грани антикоммунистической пропаганды. Ну, я немного преувеличиваю. Но факт создания в школе тайного общества - это подрыв советской образовательной и воспитательной системы, а значит - и всей государственной системы в целом! Вот такую кашу заварил ученик-троечник Коля Снегирев - его, видите ли, раздражают отличники, покорно подчиняющиеся школьному пионерскому распорядку. А Колька не такой: он бунтарь, он против системы! Чтобы утвердить свою моральную независимость, Коля организует "Тайное общество троечников", цель которого - физическое насилие над "ботаниками" (до этого, к счастью, дело не дошло). В общем, сюжет взрывоопасный. Но авторы искусно переводят всю остроту на уровень детской шалости. Подрывная деятельность Кольки подается как простые хулиганские проступки, а тайное общество - что-то типа ролевой игры. Героя при всей его дерзости даже из пионеров не исключают, а в конце фильма он и вовсе предстает в благородном образе, рассказав милиции о преступлении, свидетелем которого оказался.
"Друг мой, Колька!" - хоть и конформистский фильм, но всё же уникален тем, что раскрывает острую для советского кино тему "хулиганство и школа". Для 1961 года и такого упрощенного подхода было достаточно, чтобы шокировать многих зрителей. Кроме того, здесь открыто критикуются некоторые крайности в системе образования, когда чересчур фанатичные пионервожатые терроризируют детей. Это прорыв в школьном советском кинематографе.
оценка: 7/10







19."Что бы ты выбрал?" (1981, реж. Динара Асанова)
Динара Асанова, один из недооцененных советских режиссеров, сняла фильм в своем "фирменном", редком и сложном жанре - молодежная психологическая зарисовка. И снова Ленинград, питерский антураж... Замысел усложняется и тем, что в главных ролях - учащиеся третьего класса, то есть совсем "малявки". А центральный герой - Володя Асанов, судя по всему, сын режиссера.
Динаре Кулдашевне удалось показать, как мыслит третьеклассник, о чем он думает. Мы видим, как движется, играет и развивается его сознание. Володя - не возрасту умный и чувствующий самого себя. Про таких людей говорят: рефлексирующий тип. "Эх, нажать бы сейчас какую-нибудь кнопочку и провалиться сквозь землю или, наоборот, катапультироваться в воздух, чтобы не слышать ничего". Он философ и в то же время обычный ребенок, любит пошалить. "Что бы ты выбрал?" - яркий и редкий пример авторского кино о школьниках.
оценка: 7/10







18."Дикая собака Динго" (1962, реж. Юлий Карасик)
Весь фильм держится на образе Тани Сабанеевой, гениально сыгранной Галиной Польских. По проблематике фильм пересекается с "Переходным возрастом", но здесь больше страсти, драматизма, даже трагичности. Мучительное депрессивное состояние школьницы из-за несчастной (а может быть, просто непонятной, неосознаваемой) любви показано так, как ни в каком другом фильме. И место действие выбрано не случайно - город Приморск, где-то на краю земли, откуда, кажется, невозможно сбежать - только лишь броситься в море... Так же и героиня не может убежать от своих эмоций, даже когда ей с матерью удается покинуть этот город.
оценка: 7/10







17."Чучело" (1983, реж. Ролан Быков)
Культовый фильм Ролана Быкова с Кристиной Орбакайте поразил многих зрителей жестокостью, которой могут обладать, казалось бы, безобидные и милые детки. "Чучело" - прежде всего о проблеме "белой вороны", о 12-летней девочке, внезапно оказавшейся изгоем в школьном коллективе. На нее сваливается куча напастей: издевательства - физические и моральные, предательство друга, нервный срыв, как следствие - полная беззащитность и мысли о самоубийстве. Поражает и равнодушная позиция учительницы, не желающей толком разобраться в конфликте. "Чучело" - фильм-бомба для того времени, современному же зрителю лента покажется во многом наивной, что понятно: в наше время еще и не такое бывает. Вся жестокость еще впереди...
оценка: 7/10







16."Школьный вальс" (1977, реж. Павел Любимов)
"Школьный вальс" впервые в школьном кино выводит на первый план проблему интимных отношений среди несовершеннолетних. Тема, конечно, убойная. Жаль, что показана она немного тягомотно и скучновато.
В фильме два героя - он и она, Гоша и Зося. Их история очень схожа с сюжетом югославской ленты "Пришло время любить", которая прошла в советском прокате в 1979-м. Двое молодых знакомятся, влюбляются, потом зрителям как бы намекают на интимную сцену, и девушка беременеет. Далее происходит драма: юноша, узнав о беременности, берет самоотвод: "Больше всего в жизни я ценю независимость, и когда чувствую, что попадаю в каббалу, то просто ухожу". Зосе приходится одной решать все свои проблемы, с чем относительно успешно справляется и превращается в самостоятельную женщину.
Мне кажется, с таким сюжетом можно было бы снять гораздо более искренний, более проблемный фильм о подростковой любви. Но чувствуется нежелание авторов оснвоательно поработать с таким материалом. Видимо, давали о себе знать общественные стереотипы о "запретности" такой темы. Но и того, что мы увидели в "Школьном вальсе", достаточно, чтобы вызвать зрительские дискуссии.
оценка: 7/10







15."Куколка" (1988, реж. Исаак Фридберг)
Вот и добрались мы до настоящей жестокости, к показу которой советское кино созрело только в Перестройку. Кажется, впервые мы видим образ школьника, имеющего физическое и психологическое превосходство над педагогом. Хотя "школьница" - не подходящее слово для Тани Серебряковой, бывшей гимнастки, чемпионки мира. Советская спортивная система искалечила тело и психику девочки. Теперь это нечто типа зомби, не осознающего, зачем и для кого оно живет. И этому зомби всего 16 лет! После травмы, несовместимой с профессиональным спортом, Катя вынуждена пойти учиться в обычную среднеобразовательную школу. Другими словами, ее насильно впихивают в "систему", которой она отчаянно сопротивляется, вплоть до грани жизни и смерти. Вот где начинается настоящая жестокость...
При этом фильм Исаака Фридберга нельзя назвать гениальным. С кинематографической точки зрения, многие эпизоды сняты слабо, есть некая путаница и в сюжете. Фильм "вытягивают" актеры, точнее - актрисы: Светлана Засыпкина - сама бывшая гимнастка (по сути, фильм снят про нее) и "учительница" Ирина Метлицкая, культовая актриса российского кино конца 80-х - начала 90-х, трагически погибшая...
оценка: 7/10







14."Дорогая Елена Сергеевна" (1988, реж. Эльдар Рязанов)
В том же году вышел еще один фильм о подростковой жестокости, не менее шокирующий, чем "Куколка". Наконец-то за столь острую тему взялся выдающийся классик отечественного кино. Надо отметить, что "Дорогая Елена Сергеевна" - единственный фильм в нашем рейтинге, где не показана собственно школа. Действие происходит дома у учительницы Елены Сергеевны (Марина Неелова). К ней в гости пришли ее ученики (трое парней и девушка) поздравить с Днем рождения, принесли тортик, шампанское и... устроили беспредел. Поначалу порядочные молодые люди превращаются в моральных уродов, готовых пойти на всё, чтобы заполучить ключ от сейфа, где хранятся их выпускные работы. Необходимо подделать результаты экзаменов, чтобы реализовать свои жизненные амбиции. По-хорошему Елену Сергеевну уговорить не получилось, пришлось перейти к шантажу. Дальше - еще больше жути.
Фильм Эльдара Рязанова получился чересчур мрачным, безысходным, пессимистическим. Похоже, что сам режиссер был сильно проникнут негативными настроениями того времени, которые и выплеснул в своем творении. И с разоблачением пороков молодежи он явно переборщил, показал всё самое худшее, что может быть в подростке, на давая ему шанса на раскаяние. Правда правдой, но кино не украшают такие крайности. Последняя сцена доводит степень "безнадеги" до предельного уровня: это хоть и не показывается, но зритель догадывается о самоубийстве учительницы, наивной и жестоко обманутой в своей наивности.
Эльдар Рязанов всегда успешно экспериментировал с жанром социальной сатиры ("Гараж", "Забытая мелодия для флейты" и др.), но здесь в его химической формуле оказалось слишком много пороха...
оценка: 7/10







13."Сделано в СССР" (1990, реж. Владимир Шамшурин, Святослав Тараховский)
Чем замечательно перестроечное кино - своей безбашенностью, наглостью, агрессивностью. "Сделано в СССР" - это школьный трэш, снятый двумя малоизвестными режиссерами. Их творение словно подводит итог развитию советской школьной системе и выворачивает ее наизнанку, в духе постмодернизма. Как и многие фильмы того времени, низкого качества и со скудностью технических средств, "Сделано в СССР" берет своё действием, совершенно невероятным, абсурдным, но в каждой детали мы видим пока еще реальный советский менталитет.
Это фильм о коммунизме в отдельно взятой школе. Кто-то из учеников украл школьный видеомагнитофон, и руководство обращается за помощью к бывшему чекисту Виктору Андреевичу, как позже оказалось, психически больному человеку (Армен Джигарханян). Ему временно предоставляется полная власть в школе, чтобы ничего не мешало ему раскрыть преступление. Но начинается что-то странное... Вместо того, чтобы найти вора, Виктор Андреевич строит в школе тоталитарное общество со всеми его атрибутами: стукачами, пытками, репрессированными диссидентами. Сам же превращается в подобие Сталина, всеобщий культ, внушающий всем страх и ужас. Режиссеры показывают на примере этой школы модель советского общества, каким оно им видится. Понятно, что они и не пытались предостеречь строителей нового общества от крайностей советских вождей. Их цель другая - расправиться с прошлым через юмор, гротеск, угар. В те годы этим занимались многие художники...
оценка: 8/10







12."Соблазн" (1987, реж. Вячеслав Сорокин)
Всё-таки самые откровенные школьные драмы появились в 80-е. Здесь, как и в "Елене Сергеевне", разоблачаются пороки молодых людей, но в отличие от Рязанова, Вячеслав Сорокин показывает подростковые заморочки более объективно, сочувствуя героям и героиням, даже если те - последние подонки и стервы. А таких в "Соблазне" достаточно. Здесь нет положительных персонажей, даже главная героиня - учащаяся 10-го класса ленинградской школы Женя Родимцева, вызывающая симпатию у зрителя на протяжении всего фильма, в конце становится в один ряд с морально разлагающимися сверстниками, предав свои моральные принципы ради попадания в элитную подростковую тусовку - "хай груп". Мы видим крайне тяжелое моральное состояние школьной молодежи, характерное для того переходного времени. Но режиссеру каким-то чудом удается избежать пессимизма, вызывая у зрителей сопереживание Жене и всему ее поколению.
оценка: 8/10







11."Я вас любил... (Сочинение на вольную тему)" (1967, реж. Илья Фрэз)
И как контрастно выглядит с вышеописанными фильмами эта работа Ильи Фрэза о наивной и преданной подростковой любви, чистой и возвышенной. Почему-то веришь режиссеру: наверное, так оно и было в то время! Нет, это вовсе не "сопливая мелодрама" о мальчике и девочке, это спокойная драма о взрослении восьмиклассника Коли Голикова под влиянием своей любви к ученице балетного училища Наде. Есть в фильме и другие интересные персонажи, учащиеся и педагоги. Здесь всё как-то гладко, бесконфликтно, и этим фильм притягателен. При этом "Сочинение на вольную тему" нельзя упрекнуть в поверхности или безыдейности. Просто Илья Фрэз пошел по другому пути - показывать острую проблему через позитвиные ее проявления. А это, думается мне, посложнее, чем показывать зрителям, в основном, негативную сторону.
оценка: 8/10







21-30
31-40
41-50

Previous post Next post
Up