50 советских фильмов о школе. Часть 3: 21-30

Dec 30, 2013 20:09

Оригинал взят у altereos в 50 советских фильмов о школе. Часть 3: 21-30
30."Приключения Петрова и Васечкина" (1983, реж. Владимир Алеников)
Похождения двух друзей-четвероклассников стали культовыми во многом благодаря удачному и необычному жанру: "детская интеллектуальная комедия". Что-то типа "Ералаша" для отличников. Юмор Петрова и Васечкина, их восприятие жизни можно назвать "изысканным" - насколько это понятие подходит к советскому ребенку. Получилась парадоксальная форма: строго говоря, всё, что происходит в фильме - бред полнейший: мальчики разговаривают так, как "в реале" не разговаривают дети - это речь кандидатов наук; реалистичные и фантастические эпизоды перемешаны так, что действие становится просто абсурдным; выступления какого-то школьного ансамбля (типа для антракта) кого-то может раздражать. Но авторам повезло: зрителям эта гремучая смесь понравилась, они оценили иронию и даже смелость тех, кто всё это придумал: цензура могла бы углядеть в "Приключениях" сатиру на систему образования. Но советская цензура к школьным фильмам не придиралась... Наконец, о всеобщем признании говорит тот факт, что в народ ушло множество крылатых фраз из фильма. Например, фраза "после сытного обеда, по закону Архимеда, полагается поспать" оттуда (хотя, возможно, она была известна и раньше).
оценка: 7/10







29."Гостья из будущего" (1984, реж. Павел Арсенов)
Ну, об этом фантастическом сериале с участием школьников-шестиклассников можно и не писать. Приключения Алисы Селезневой любят почти все. На сайте Кинопоиск из 19 отзывов только один негативный. При том, что невысокое качество этого произведения во всех компонентах видно невооруженным глазом. Современному молодому зрителю, воспитанному на голливудских спецэффектах, смотреть на этот старомодный, затянутый на пять серий детский "триллер" будет невыносимо скучно. Но кто раз проникся романтикой фантастической повести Кира Булычева уже не будет обращать внимания на недостатки фильма.
оценка: 7/10







28."Работа над ошибками" (1988, реж. Андрей Бенкендорф)
Малоизвестная лента перестроечной эпохи, криминальная драма. В эти годы образ среднего школьника сильно изменился: теперь это жестокий, нагловатый, дерзкий подросток, для которого нагрубить учителю - обычное дело. С такой действительностью и столкнулся журналист Андрей, временно устроившийся в провинциальную школу учителем русского языка. Андрей Михайлович ищет пропавшую рукопись репрессированного местного писателя, но параллельно с журналистским расследованием ему приходится "воевать" со своим классом. Не обошлось без криминала... Особой идеи в фильме нет: каждая из конфликтующих сторон несет потери, допускает ошибки, и сама жизнь заставляет над ними поработать...
оценка: 7/10







27."Переходный возраст" (1968, реж. Ричард Викторов)
Хорошая подростковая драма. 14-летняя Оля Алексеева (Елена Проклова) переживает сложный период, переживания нарастают, как снежный ком: девочка пишет стихи, но никто их всерьез не воспринимает; возникает конфликт с отчимом, усложняются отношения с мамой (та обманывает дочь насчет отца). Кроме того, тут еще одноклассник Коля рядом, с которым у Оли складываются особенные отношения... Фильм необычен тем, что главный герой-подросток - не юноша, а девушка, что, в общем, нетипично: все-таки рассказывать о проблемах мужского взросления, наверное, легче, и меньше шансов напороться на чересчур деликатные моменты. Но классик серьезного молодежного кино Ричард Викторов показывает психологические процессы у девушки вполне достоверно.
оценка: 7/10







26."Расписание на послезавтра" (1978, реж. Игорь Добролюбов)
Этот фильм раскрывает проблему одаренных детей на примере учащихся специализированной физико-математической школы. Здесь мы видим, насколько тип мышления таких школьников может отличаться от мышления среднего советского школьника. Идея авторов такова, что к интеллектуально одаренным подросткам следует относиться либерально и позволять им экспериментировать, даже если эксперимент обречен на провал. Так, двое молодых химиков поочередно взрывают школьную лабораторию, и директору (Олег Даль) приходится делать ремонт за свой счет. Когда один из этих горе-химиков, якобы придумавший способ изобрести вечный двигатель (в условиях школьной лаборатории), после неудачи заявляет в лицо ошалевшему директору: "Науку на замок не закроете!" - тот еле сдерживается, чтобы не свихнуться от такой наглости.
оценка: 7/10







25."Переступи порог" (1970, реж. Ричард Викторов)
Строго говоря, фильм не о школьниках, а об абитуриентах. Главный герой - Алик Тихомиров - яркий персонаж, амбициозный и принципиальный. В последние недели обучения в школе он пытается утвердить свою материальную и моральную независимость. Чтобы достичь своих целей и "встать на ноги", Алик решительно идет на конфликт с директором и с друзьями, по сути совершая предательство. "Я не считаю скромность великим достоинством", - говорит наш герой. "Переступи порог" - достаточно смелый фильм о том, что молодым людям-выпускникам школ общество обязано предоставлять определенный уровень свободы, хоть это и чревато конфликтами.
оценка: 7/10







24."Дневник директора школы" (1975, реж. Борис Фрумин)
Фильм о противостоянии двух педагогических систем: либеральной в лице директора ленинградской школы (Олег Борисов) и отчасти устаревшей консервативной в лице завуча (Ия Саввина). Выражаясь спортивной терминологией, система директора одерживает трудную победу с минимальным счетом. Хотя бы так...
оценка: 7/10







23."Это мы не проходили" (1975, реж. Илья Фрэз)
Один из великолепных школьных фильмов Ильи Фрэза, посвящен, в первую очередь, педагогам. Молодые выпускники пединститутов разных лет могут считать эту ленту для себя культовой, программной. "Это мы не проходили" - гимн (или как сейчас говорят, пиар - в хорошем смысле) этой замечательной профессии. Веселый, дружный, интеллигентный коллектив, проходящий практику в красивом Пятигорске, романтика... Конечно, обучая пятигорских детей своим наукам молодые педагоги допускают ошибки в силу своей неопытности, но более старшие коллеги приходят им на помощь.
оценка: 7/10







22."Ключ без права передачи" (1976, реж. Динара Асанова)
Эта работа самобытного питерского режиссера Динары Асановой может показаться странной: с мутным сюжетом, выполненная в темных тонах, депрессивна и проникнута духом Северной столицы - это, пожалуй, главное достоинство фильма. Режиссер показывает нам достаточно смелый подход учительницы к детям. Марина Максимовна (Елена Проклова), преподающая литературу, использует, мягко говоря, нестандартные педагогические методики: приглашает свой класс к себе в гости, ведет с детьми откровенные беседы, держит себя с ними на равных, что, как известно, в педагогике недопустимо. Более того, ведет их на экскурсию по зимнему городу, по пути они встречают Булата Окуджаву и Беллу Ахмадулину (настоящих!), читающих свои стихи прямо на улице. Руководство школы замечает странное поведение Марины Максимовны и оказывает на нее давление...
Понятно, что молодая учительница, оставшаяся без мужа и с ребенком, женщина с заморочками, эмоционально агрессивная, она неосознанно пытается перенести свои психологические комплексы на детей. Однако те ее любят, воспринимает, как свою. Динара Асанова показывает, что эта проблема неразрешима в принципе . Потому остается только одно - продолжать жить...
оценка: 7/10







21."Розыгрыш" (1976, реж. Владимир Меньшов)
"После краткого визуального знакомства вы производите впечатление человека непростого", - так выразился один из учителей о 9-класснике Игоре Грушко, главном герое фильма. Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко - безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. "Он возбужденный - от талантливости" - лучшая его характеристика. В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка и т.д. В тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Играют молодые музыканты, прямо скажем, попсу, что опять же указывает на намерение авторов фильма не углубляться в молодежную проблематику. В ином случае Харатьян и компания "рубили" бы рок!
оценка: 7/10







31-40
41-50

Previous post Next post
Up