Здесь речь пойдёт в основном о родоначальнике киников
Диогене Синопском, который жил в бочке, и истоках цинизма.
О Феофрасте:
«Одному гостю в застолье, не проронившему ни слова, он сказал: «Коли ты неуч, то ведешь себя умно, а если учен, то глупо»
Об Антисфене:
«Часто он говорил: «Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны»
«На вопрос, что блаженнее всего для человека, он сказал: «Умереть счастливым»
«По его словам, государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных»
«На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «Умение беседовать с самим собой»
«Он советовал афинянам принять постановление: "Считать ослов конями"; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев»
«К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она похваляться?" - "Красотою", сказал тот. «И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?»
«Добродетель - орудие, которого никто не может отнять»
«Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших»
«Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Добро прекрасно, зло безобразно»
«Свои беседы он вел в гимнасии Киносарге, неподалеку от городских ворот; по мнению некоторых, отсюда и получила название киническая школа. Сам же он себя называл Истинный Пес»
О Диогене:
«Его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей", а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано»
«Однажды, когда Платон позвал к себе своих друзей, приехавших от Дионисия, Диоген стал топтать его ковер со словами: "Попираю Платонову суетность!" - на что Платон заметил: "Какую же ты обнаруживаешь спесь, Диоген, притворяясь таким смиренным!»
«Он говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак»
«Когда Диоген попал в плен и был выведен на продажу, то на вопрос, что он умеет делать, философ ответил: "Властвовать людьми". - и попросил глашатая: «Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина?»
«Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба»
«Когда он грелся на солнце в Крании, Александр (прим. Македонский), остановившись над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь": Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца»
«Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями»
«Тем, кто боялся недобрых снов, он говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что приходит им в голову ночью»
«Когда на олимпийских играх глашатай возвестил: "Диоксипп победил всех мужей!", Диоген сказал: «Он побеждает рабов, а мужей побеждаю я»
«Однако афиняне его любили: так, например, когда мальчишка разбил его бочку, они его высекли, а Диогену дали новую бочку»
«Кто-то корил Диогена за его изгнание. "Несчастный! ответил он. - Ведь благодаря изгнанию я стал философом". Кто-то напомнил: "Жители Синопа осудили тебя скитаться". "А я их - оставаться дома", - ответил Диоген»
«Ему сказали: "Многие смеются над тобою". Он ответил: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне - до них»
«На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «По крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы»
«На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я - гражданин мира»
«Человеку, сказавшему "Мне дела нет до философии!", он возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?»
«Однажды Александр (прим. Македонский) подошел к нему и спросил: "Ты не боишься меня?" - "А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?" - "Добро", - сказал тот. «Кто же боится добра?»
«Единственным истинным государством он считал весь мир»
«Он говорил, что жены должны быть общими, и отрицал законный брак…»
«Деметрий в "Соименниках" сообщает, что Александр (прим. Македонский) в Вавилоне и Диоген в Коринфе скончались в один и тот же день»
«Между учениками, говорят, разгорелся спор, кому его хоронить, и дело даже дошло до драки; но вмешались родители и старейшины и указали похоронить Диогена возле ворот, ведущих к Истму. На его могиле поставили столб, а на столбе - собаку из паросского камня. Впоследствии сограждане Диогена также почтили его медными изображениями, написав на них так:
Пусть состарится медь под властью времени - все же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет»
(Следующий),
(Продолжение),
(Цитаты и афоризмы),
(Содержание)