"Она [Италия] моя! Ничто в мире её не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр - всё это мне снилось. Я проснулся опять на родине и пожалел только, что поэтическая часть этого сна, - вы да три-четыре оставивших вечную радость воспоминания в душе моей, - не перешли в действительность: Ещё одно безвозвратное: О, Пушкин, Пушкин! Какой прекрасный сон мне удалось видеть в жизни, и как печально было моё пробуждение! Что за жизнь моя была бы после этого в Петербурге; но как будто с целью всемогущая рука промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всём и весь впился в её роскошные красы. Она заменила мне всё. Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой! Жизни! Жизни! Ещё бы Жизни!" (из письма Н.В. Гоголя в период написания "Мёртвых душ")
"Я на полном серьезе готов был выпить настоящего яду или даже вернуться в Одессу" (Пелевин "Ананасная вода для прекрасной дамы")
"Может быть, все, что он [Пелевин] пишет, - именно небывалый концентрат отвращения, сгусток ненависти, испепеляющая и страстная проповедь христианства от противного? Такой подход внушает надежду" (Дмитрий Быков
"SOSущая тоска")
Краткая характеристика: невероятно умён, циничен, высокая сила духа, уровень развития души -
"зрелая душа" (подуровень - "старая").
Виктор Пелевин, на мой взгляд, наиболее интересный из известных мне современных русских писателей. И это - несмотря на то, что в его романах даже близко нет художественных достоинств прозы знаменитых предшественников (например, Гоголя или Бунина). Я бы, возможно, и вовсе не читал его, если бы не темы, так созвучные моим мыслям, если бы не его сверхсовременность, не его невероятная ясность мышления, щенячий исследовательский задор, остроумие... Пелевин циничен, а его произведения беспощадны в своей правдивости. Беспощадны к читателю, к России, к человечеству в целом. В своей неприязни к неправде Пелевин почти божественен. Иногда мне кажется, что он дружен с самим Гермесом... Другими словами, Пелевин меня интересует не как писатель, а как человек, ищущий Истину. Поначалу я даже был уверен, что нам с ним по пути.
Сколько раз он дразнил меня своим возможным пониманием запредельного: казалось, вот-вот и за нагромождением грязи и мусора на "поле чудес" появится Истина. Но очередной роман заканчивался ничем и приходилось ждать следующего. Пелевин никак не может оторваться от аналогии жизнь-экран-иллюзия, и снова ходит вокруг Истины, как ведьма в "Вие" Гоголя вокруг "Библии". Подобно ей Пелевин лупит своим даоским посохом по магическому кругу, но не может пробиться к Истине. Ближе всего он подобрался к ней в "Empire V" ("рассказ молдаванина-богослова"), но в следующем романе ("t") опять скатился к своеобразному буддизму.
Причина, я думаю, проста - у Пелевина нет связи с высшими уровнями духовного мира. Нет источника высокой информации, который интеллектом не заменишь... Кстати, несмотря на то, что Пелевин прекрасно знаком с мистическими учениями, у него трудно найти какую-нибудь конкретную Идею (не просто идею, а именно Идею большой буквы). Он экспериментирует с очередной остроумной идеей, подходит к её сути совсем близко и как будто останавливается, натыкаясь на её нелепость, тогда как на месте настоящей (высокой) Идеи должна быть Пустота. Получается забавно, но я ждал не этого.
Конечно, нельзя сказать, что у Пелевина вообще отсутствует связь с миром Идей. Просто она у него явно непостоянная и невысокая. То есть Пелевин изредка выходит на связь со своим уровнем мира Идей и вполне талантливо передаёт полученную там информацию, но для высокой связи нужна особая чистота души, а уровень циничности Пелевина говорит о том, что в нём мало доброты (что автоматически означает не самый высокий душевный уровень).
Всё, что остаётся при этом умному и талантливому писателю в современной России - стёб на грани гениальности. Жаль только, что божественного откровения мы от него, похоже, в этой жизни не дождёмся. За этим к Достоевскому, Толстому...
Мне сейчас подумалось, что читательский роман с Пелевиным похож на то, как если бы мы хотели посмотреть на циркового слона поближе, а к нему в стойло по каким-то причинам мог бы пробраться только Витя Пелевин: каждый раз наслушавшись разговоров уборщиков он рассказывал бы нам что-нибудь новое о Слоне. Но нам всё равно интересно. Пусть даже с грязными фактами: мы же как дети...
Подборка наиболее интересных (с моей точки зрения) цитат В.О. Пелевина:
Из "Чапаев и Пустота":
"Представьте себе непроветренную комнату, в которую набилось ужасно много народу. И все они сидят на разных уродливых табуретах, на расшатанных стульях, каких-то узлах и вообще на чем попало. А те, кто попроворней, норовят сесть на два стула сразу или согнать кого-нибудь с места, чтобы занять его самому. Таков мир, в котором вы живете. И одновременно у каждого из этих людей есть свой собственный трон, огромный, сверкающий, возвышающийся над всем этим миром и над всеми другими мирами тоже. Трон поистине царский - нет ничего, что было бы не во власти того, кто на него взойдет. И, самое главное, трон абсолютно легитимный - он принадлежит любому человеку по праву. Но взойти на него почти невозможно. Потому что он стоит в месте, которого нет. Понимаете? Он находится нигде"
"Почему бы вам не оказаться в "нигде" при жизни? Клянусь вам, это самое лучшее, что в ней можно сделать... это то же самое, что взять и выписаться и дома умалишённых"
"Как увидеть пустоту? - Увидьте самого себя"
"- Скажите, барон, а отчего все вокруг так вас боятся? - не выдержал я. - Не хочу вас обидеть, но в вашем облике на мой взгляд нет ничего страшного.
- Не все видят то же самое, что вы, - ответил барон. - Своим друзьям я обычно показываюсь в виде петербургского интеллигента, которым я действительно когда-то был. Но не следует делать выводов о том, что я действительно так выгляжу.
- А что тогда видят остальные?
- Не буду утомлять вас деталями, - сказал барон. - Скажу только, что во всех шести руках у меня острые сабли"
Из «Жизни насекомых»:
«Йа есть у всех насекомых. Собственно говоря, насекомые и есть их Йа»
Из "Священной книги оборотня":
"Россия общинная страна, и разрушение крестьянской общины привело к тому, что источником народной морали стала община уголовная. Распонятки заняли место, где жил Бог - или, правильнее сказать, Бог сам стал одним из «понятиев» "
"... напоминание о единственной битве, которую проиграла Советская Россия - битве за урожай..."
Из "EmpireV":
"Проезжая в такси по Варшавскому шоссе, я поднимал глаза и видел на стене дома двух медведей под надписью «Единая Россия». Вдруг я вспоминал, что «медведь» - не настоящее имя изображенного животного, а слово-заместитель, означающее «тот, кто ест мед». Древние славяне называли его так потому, что боялись случайно пригласить медведя в гости, произнеся настоящее имя. А что это за настоящее имя, спрашивал я себя, и тут же вспоминал слово «берлога» - место, где лежит... Ну да, бер. Почти так же, как говорят менее суеверные англичане и немцы - «bear», «bӓr». Память мгновенно увязывала существительное с нужным глаголом: бер - тот, кто берет... "
"Люди издавна верили, что в мире торжествует зло, а добро вознаграждается после смерти. Получалось своего рода уравнение, связывавшее землю и небо. В наше время уравнение превратилось в неравенство. Небесное вознаграждение кажется сегодня явным абсурдом. Но торжества зла в земном мире никто не отменял. Поэтому любой нормальный человек, ищущий на земле позитива, естественным образом встает на сторону зла: это так же логично, как вступить в единственную правящую партию. Зло, на сторону которого встает человек, находится у него в голове, и нигде кроме. Но когда все люди тайно встают на сторону зла, которого нет нигде, кроме как у них в голове, нужна ли злу другая победа?"
"Когда христианство только-только возникло, бог ветхого завета считался в новом учении дьяволом. А потом, в первых веках нашей эры, в целях укрепления римской державности и политкорректности, бога и дьявола объединили в один молитвенный объект, которому должен был поклоняться православный патриот времен заката империи. Исходные тексты были отсортированы, переписаны и тщательно отредактированы в новом духе, а все остальное, как водится, сожгли"
"Каждый народ (или даже человек) в обязательном порядке должен разрабатывать свою религию сам, а не донашивать тряпье, кишащее чужими вшами - от них все болезни… Народы, которые в наше время на подъеме - Индия, Китай и так далее - ввозят только технологии и капитал, а религии у них местного производства. Любой член этих обществ может быть уверен, что молится своим собственным тараканам, а не позднейшим вставкам, ошибкам переписчика или неточностям перевода. А у нас… Сделать фундаментом национального мировоззрения набор текстов, писаных непонятно кем, непонятно где и непонятно когда - это все равно что установить на стратегический компьютер пиратскую версию "виндоуз-95" на турецком языке - без возможности апгрейда, с дырами в защите, червями и вирусами, да еще с перекоцанной неизвестным умельцем динамической библиотекой *.dll, из-за чего система виснет каждые две минуты. Людям нужна открытая архитектура духа, open source. Но иудеохристиане очень хитры. Получается, любой, кто предложит людям такую архитектуру - это антихрист. Нагадить в далеком будущем из поддельной задницы, оставшейся в далеком прошлом - вот, пожалуй, самое впечталяющее из чудес иудеохристианства"
"«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» - это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера"
"Цель гламура именно в том, чтобы жизнь человека проходила в облаке позора и презрения к себе. ... Гламур и дискурс погружают своих потребителей в убожество, идиотизм и нищету. Эти качества, конечно, относительны. Но страдать они заставляют по-настоящему. В этом переживании позора и убожества проходит вся человеческая жизнь"
"Если мы хотим скрыть от людей некий объект, достаточно сделать так, чтобы о нем никто никогда не думал. Для этого надо держать под надзором человеческое мышление, то есть контролировать дискурс. А власть над дискурсом принадлежит тому, кто задает границы. Когда границы установлены, за их пределами можно спрятать целый мир"
"Ум «Б» был создан для того, чтобы Богу было где появиться перед человеком. Наша планета - вовсе не тюрьма. Это очень большой дом. Волшебный дом. Может, где-то внизу в нем есть и тюрьма, но в действительности это дворец Бога. Бога много раз пытались убить, распространяли про него разную клевету, даже сообщали в СМИ, что он женился на проститутке и умер. Но это неправда. Просто никто не знает, в каких комнатах дворца он живет - он их постоянно меняет. Известно только, что там, куда он заходит, чисто убрано и горит свет. А есть комнаты, где он не бывает никогда. И таких все больше и больше. Сначала сквозняки наносят туда гламур и дискурс. А когда они перемешиваются и упревают, на запах прилетают летучие мыши. ... Каждая комната отвечает за себя сама. Она может пригласить в себя Бога. А может - вашу компанию. Конечно, по природе любая комната хочет божественного. Но из-за гламура и дискурса большинство комнат решило, что все дело в дизайне интерьера. А если комната в это верит, значит, в ней уже поселились летучие мыши. Бог в такую вряд ли зайдет. ... Когда все комнаты одного из них [дворцов] заселяют мыши. Бог его уничтожает. Точнее, перестает создавать, но это одно и то же. Говорят, это выглядит как свет невероятной силы, который сжигает весь мир. Но на самом деле просто исчезает иллюзия материи, и природа Бога, пронизывающая все вокруг, проявляется сама перед собой как она есть. То же самое, говорят, бывает и в конце каждой отдельной жизни. У нашего дворца сейчас не лучшие дни. Мыши живут почти во всех комнатах. ...
- А почему, скажите, он сделал нашу жизнь такой пустой и бессмысленной?
- Потому что если бы в вашей жизни был смысл, - сказал молдаванин, выделив слово "вашей", - выходило бы, что правильно поступают те комнаты, которые запускают в себя мышей. И Богу стало бы негде жить"
Из "t":
"Автор должен притвориться героем, чтобы тот возник... Вот где его можно поймать... Тогда понятно, зачем спасать героя. И где искать Бога. И зачем любить другого человека, когда тот страдает - это ведь безграничная вечность забыла себя, отчаялась и плачет..."
"На самом деле помочь путешествующему Богу очень просто, и такая возможность есть у каждого - надо только оглядеться по сторонам и посмотреть, кому рядом плохо"
"Они верили, что эта золотая книга позволяет заглянуть в будущее. Однако, это будущее всегда видится через призму ума, который в него смотрит. Поэтому увиденное будет неизбежно засорено - или, вернее, обусловлено - личным опытом смотрящего. Если, допустим, вы кавалерист, то и увидите вы скорее всего будущее кавалерии, тогда в вашем сне могут появиться железные лошади, изрыгающие огонь. ... Как, знаете, если бы во сне вам объяснили принцип работы фонографа на арабском языке, и вы всё поняли, но проснувшись, не смогли бы ничего воспроизвести"
"Раб обстоятельств, поставленный над другими рабами обстоятельств в качестве дополнительного порабощающего фактора..."
"Человек считает себя Богом, и он прав, потому что Бог в нём есть. Считает себя свиньёй - и опять прав, потому что свинья в нём тоже есть. Но человек очень ошибается, когда принимает свою внутреннюю свинью за Бога"
Из "Ананасная вода для прекрасной дамы":
"Я провалился в смутное пространство газовой анестезии, где сначала вспоминаешь великую тайну, о которой все люди договорились молчать, а затем так же неизбежно забываешь ее, когда сеанс подходит к концу"
"Требуемые слова возникали в моей душе без всякого усилия... Вероятно, именно так и говорили древние пророки, земное ничтожество которых не мешало величию передаваемого через них откровения"
"Зачем вам такой Бог? Конечно, он вам не нужен. Но другого Бога у меня для вас нет…"
"Главное доказательство моего бытия - это зло. Ибо в мире без Бога зло было бы не злом, а корпоративным этикетом"
"Зло существует только для смотрящего на него человека, который сам является просто моим зрелищем, и жив лишь тем, что я смотрю на него. Участник во всем этом - я один, и если кому-то и причиняется зло, то только мне"
"Никакого зла нет. Есть только страшные сны, которые искупаются пробуждением... если в кинотеатре идет фильм ужасов, это не значит, что киномеханик попускает зло"
"Кое-какие сентенции Андреева о Боге я помнил. Но все дело было, как оказалось, в том, что он писал о Сатане, которого называл «Гагтунгр»"
"Я прозрачен и ясен обращенному на меня чистому взору без всяких дополнительных усилий с моей стороны. Мне не надо было ничего ему объяснять - этот взор видел все движения моей души раньше меня самого, ибо именно в нем они возникали. Дело в том, что моя душа и была этим взором"
"Материя, познал я, будет в конце концов сведена к одной неизмеримо малой точке, где окажутся все выбравшие ее души, которые тоже будут ужаты до единой микроскопической души - и не по воле Бога, а по своей"
"Если все будет хорошо, скоро я вступлю в Поток и остановлю возникновение феноменов. Растворятся в пустоте ментальные формации, и я перестану гадать, что такое Бог - волна возбуждения, проходящая по нейронным сетям моего мозга, или неизмеримый источник всего, откуда вышли и мой мозг, и проносящиеся сквозь него мысли"
Из «S.N.U.F.F.» :
"Им кажется, что любое общество может быть устроено только по той схеме, как у них, только циничнее и подлее"
"Издеваться над избытком веса способен только худой во всех смыслах человек"
"Дело в том, что красота юной девушки - это свернутое будущее, незримо присутствующее в настоящем. Это сообщение о том, что прямо здесь может запросто открыться дверь в далекое завтра"
"Какой микрочип можно сделать в уркаганате под шансон?"
"Нет ничего рациональнее женского сердца, просто это рациональность высшего порядка - ибо женщина здесь выступает не как дурочка с вечеринки, а как безличный аспект природы и вечности"
"Женщине ничего не стоит вести себя по человечески там, где она создает мужчине максимум неприятных переживаний"
"Но вот что значит быть «русским»? Ездить на немецком автомобиле, смотреть азиатское порно, расплачиваться американскими деньгами, верить в еврейского бога, цитировать французских дискурсмонгеров, гордо дистанцироваться от «воров во власти» - и все время стараться что-нибудь украсть, хотя бы в цифровом виде. Словом, сердце мира и универсальный синтез всех культур"
"Мы (прим. русские) пытались продать человечеству отсутствие Бога. С метафизической точки зрения такое гораздо круче, и поначалу даже неплохо получилось"
"Это не люди выстраивали картину мира, а картина мира выстраивала себя через них. ... "
"Люди умны и проницательны. Но они с удовольствием поверят в самую гнусную ложь, если в результате им устроят хорошую жизнь. ... Промывать мозги никому не надо - они у цивилизованного человека всегда чистые, как театральный унитаз"
"Чтобы попасть под власть кино, человек должен шагнуть ему навстречу. Он должен совершить действие, которое называлось на церковноанглийском «suspend disbelief» - «отбросить недоверие»"
"Войны начинаются, когда кино и новости меняются местами"
"Вас придумали для того, чтобы ненавидеть с чистой совестью"
"- Почему же человечество - это вы, а не мы?
- Потому что в вас очень мало человеческого"
"Я вспомнил про максимальную духовность. Она в обязательном порядке предполагает сострадание"
"Так оно и есть - в искривленном тюремном смысле"
"в истинной реальности нет ни счастья, за которым мы мучительно гонимся всю жизнь, ни горя, а лишь эта высшая точка, где нет ни вопросов, ни сомнений - и где не смеет находиться человек, потому что именно отсюда Маниту изгнал его за грехи"
"Реальная власть в демократуре никогда не совпадает с номинальной"
"Жизнь, где в числителе любовь, а в знаменателе смерть. Такая дробь равна одновременно нулю и бесконечности - как и взыскующий её Маниту"
"Режим - это все те, кому хорошо живется при режиме. Сюда входят не только берущие взятки столоначальники и ломающие черепа ганджуберсерки, но и игриво обличающие их дискурсмонгеры, проворные журналисты из Желтой Зоны, титаны поп- и попадья-арта, взывающие к вечным ценностям мастера оркской культуры, салонные нетерпилы и прочие гламурные вертухаи, ежедневно выносящие приговор режиму на тщательно охраняемых властями фуршетах. Следует помнить, что непримиримая борьба с диктаторией - одна из важнейших функций продвинутой современной диктатории, нацеленной на долгосрочное выживание"
"Враждебного дискурсмонгера, как ракету с разделяющимися боеголовками, целесообразней всего уничтожать на стадии запуска"
"Есть вещи, которые являются правдой для одного и неправдой для другого. Из-за них, кстати, и возникает ненависть между людьми"
"Не люблю сидеть в одном зале с господами, которых привык видеть через прицел"
"Они думают, у них все плохо, потому что у власти Рван Контекс. Эх, бедняги вы, бедняги. Совсем наоборот - это Рван Контекс у власти, потому что у вас все плохо. А плохо потому, что так было вчера и позавчера, а после понедельника и вторника всегда бывает среда той же недели. Ну ликвидируете вы своего уркагана (вместе с остатками сытой жизни, ибо революции стоят дорого), и что? Не нравится слово «Контекс», так будет у вас какой-нибудь другой Дран Латекс. Какая разница? Вы-то будете те же самые… И потом, вы не в пустоте живете, а под нами. Обязательно начнется межкультурный диалог. А наши сомелье в таких случаях за словом в карман не лезут. Они туда лезут за стволом"
"Особенно мне нравится, когда их небритые пропагандисты начинают объяснять согражданам, что мы наверху, значит, спим и видим, как бы нам оккупировать Уркаину и заставить их жить по нашим законам. Правильно про них говорил Бернар-Анри - романтический народ-ребенок, всегда готовый поверить в сказку и мечту"
"Свобода как солнце - привыкать к ней надо с детства. Потом уже трудно"
"В плохое всегда как-то веришь без труда"
"Как будто зараженный ложью свет, пойманный когда-то пленкой, успел за века протухнуть в круглых жестяных коробках, где хранились ее рулоны"
"Внешний мир есть проекция внутреннего... Но «пленка», сквозь которую он проходит, у всех разная, и каждый живет в своем собственном иллюзорном мире, где страдает от одиночества"
"Священные книги учат людей быть хорошими. Но, чтобы кто-то мог быть хорошим, другой обязательно должен быть плохим. Поэтому пришлось объявить часть людей плохими"
"Деление на добро и зло, на низкое и высокое - и есть первородный грех"
"Человек обречен видеть голубой свет Маниту как свой багровый"
"В действительности вы и сидите в тюрьме. Просто вы боитесь это признать"
"Твои мысли, желания и импульсы, заставляющие тебя действовать - на самом деле вовсе не твои. Они приходят к тебе из совершенно неясного пространства, как бы ниоткуда"
"Жизнь - это узкая полоска между огнем страдания и призраком кайфа, где бежит, завывая от ужаса, так называемый свободный человек. И весь этот коридор -только у него в голове. ... Даже вдох и выдох ты делаешь только по той причине, что тебя принуждает к этому надвигающееся страдание, - сказала она. - Попробуй задержи дыхание, если не веришь. Да и кто бы иначе дышал? И так же ты ешь, пьешь, оправляешься и меняешь положения своего тела - потому что любая его поза через несколько минут становится болью. Так же точно ты спишь, любишь и так далее. Секунда за секундой ты убегаешь от плетки"
"Для начала ты можешь следить за своей реакцией, не вовлекаясь в нее. Это и есть молитва"
"Жители Бизантиума должны быть тщеславными и закомплексованными сексуальными неврастениками, склонными прятать наслаждение чужой болью за фальшивым сочувствием и лицемерной моральной проповедью - просто потому, что ни один иной умственный модус несовместим со здешней жизнью. При всех иных балансах сознания здешнее бытие немедленно обнажит свое естество и станет приносить жгучую боль"
"И если ободрать с их мира все маниту, мы увидим галлюцинирующих термитов, работающих в каменных сотах, а если вырвать все щупальца маниту из их умов, мы увидим разлагающиеся белковые тела, лихорадочно вырабатывающие один мозговой наркотик за другим, чтобы забыть о надвигающемся распаде"
"Все без исключения революции в нашем уркистане кончаются кровью, говном и рабством. Из века в век меняется только пропорция. А свобода длится ровно столько, чтобы успеть собрать чемодан. Если есть куда ехать"
"Зачем выращивать волосы и ногти страшным усилием воли, если они растут сами? У вас не больше власти над собой, чем над погодой - и если вы изредка можете правильно ее предсказать, это не значит, что дождь идет из-за ваших заклинаний. Не принимайте за себя ничего из того, что становится видно, когда разматывается нить жизни. И не бойтесь обидеть Маниту невниманием - когда он чего-то от вас захочет, вы узнаете про это первыми…"
P.S. Этот ролик мог бы быть прекрасной иллюстрацией к роману Пелевина «S.N.U.F.F.»
Click to view
(Следующий/Продолжение),
(Цитаты и афоризмы),
(Содержание)