4. Сознание не может понимать духовное.

Nov 04, 2007 12:51

(Основные принципы)

В этом вопросе очень много путаницы из-за терминологии: как раз тот случай, когда можно заблудиться «в трёх соснах». Дело в том, что изначально все непонятные интеллектуальные процессы относили к духовным. Это были как психические, так и чисто физиологические явления. Со временем выяснилось, что мышление есть функция мозга. Успехи абсолютно материалистических учений психологии (науки о душе!) и психиатрии (тот же корень, означающий душу) показали, что душа, если и существует, то уж точно не имеет отношения к материальному миру (и даже Эго - не часть души, а часть сознания). Таким образом, названия сих предметов - просто дань традиции. Правильно бы было их названия связать с корнем, обозначающим сознание или поведение (например, сознаниелогия и патобихевиалогия). Душа же на сегодняшний день остаётся предметом богословских рассуждений, то есть, о ней говорят, но никак не изучают. Другими словами, науки о душе не существует. Возможно ли изучение души?

Каждый из вас слышал о физическом, интеллектуальном и духовном развитии и, уверен, понимает, что речь идёт о разных вещах, хотя путается, когда духовное почему-то оказывается вполне интеллектуальным. Этого не должно быть: физический, интеллектуальный и духовный уровни человека - параллельны, но не пересекаются. Это не значит, что они не влияют друг на друга, а, скорее подчёркивает их автономность. Литературный пример различия между духовным и интеллектуальным я нашёл у Льва Толстого: «Он сказал то самое, чего желала её душа, но чего она боялась рассудком» («Анна Каренина», глава 30). Похоже, что также как физическим напряжением нельзя решить интеллектуальную задачу, так и интеллектуальным напряжением - нельзя решить духовную. Действительно, никаким напряжением мышц Вы не решите даже самую простую математическую задачу.

Интеллект - производное физических процессов в мозгу, но на сегодняшний день никто не знает механизмов мышления. Знают только, что задействована активность некоторых областей мозга, вернее, соответствующих нейронов. Например, нет объяснения, как у нас в голове возникает картинка увиденного. Известны анатомические структуры, вовлечённые в процесс зрения, механизмы передачи сигнала в мозг, участки коры больших полушарий, ответственные за зрение; много теорий, а доказательств им нет. Могу предположить, что и не будет. Интеллект - мир, параллельный физическому, его продукт, отчего он и воспринимается как материальное. Мышление действительно подчиняется некоторым законам (смотрите психологию и социологию), хотя и, по видимому, не имеет под собой какой-либо реальной материальной базы (но должно иметь интеллектуальную: некие первичные интеллектуальные элементы, присущие всем думающим существам).

Можно предположить, что духовный мир так же отличается от интеллектуального, как интеллектуальный от физического. Разница только в том, что не он порождён интеллектуальным (как оно было порождено физическим), а наоборот, духовный мир (духовное) влияет на интеллектуальное. Другими словами, интеллектуальное - порождение и физического, и духовного: прослойка, отделяющая душу от тела. Это не значит, что интеллектуальное не имеет влияния на духовное, однако это влияние я бы сравнил с процессом питания. Можно предположить, что, подобно тому, как наше тело питается «соками» (составными элементами) подобного и менее живого, а мышление - информацией (через органы чувств) от интеллектуального и физического, душа должна быть «заинтересована» в элементарной «информации» от всех трёх слоёв. Есть ли четвёртый уровень - наддуховный - мне не известно, но, если есть, то каждое наддуховное существо для наших душ выглядит как Бог, а сами наши души находятся в теле «на выпасе».

Так или иначе, но теперь можно определиться с духовной терминологией: давайте называть духовным только то, что принадлежит духовному миру (миру идей, а ни в коем случае не интеллекту), а духовностью - только продукт души (и не в коем случае не интеллекта). По принципу подобия можно лишь предположить, какие существуют законы в духовном мире. Во всяком случае, напрашиваются аналогии, замеченные для физического и интеллектуальных миров. Например, для решения духовной задачи, вероятно, нужно приложить духовные усилия. Вероятно также, что существуют бОльшие и мЕньшии духовные возможности, и так далее. Интересно, что эти способности, как я отмечал ранее, не имеют отношения к так называемой силе духа, а, скорее, к особому качеству души, которое принято называть чистотой: более сильна более чистая душа. Как я уже писал, это качество души ассоциируется у нас с добротой. Может быть именно поэтому Людвиг ван Бетховен говорил: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Поскольку духовное несомненно каким-то образом влияет на интеллектуальное (желание, как мотивация), то значит это влияние можно осознавать. Этому осознанию мешают физические раздражители, активность своего мышления и, вероятно, Эго - особенность сознания, ставящая под сомнение любое непонятное влияние. Сведение к минимуму этих препятствий приводит к тому, что духовный мир становится более доступным. Есть естественные состояния организма, способствующие этой минимизации (определённые фазы сна), или же человек может научиться подобному «шестому чувству». Я учился, распознав голос своей души (истинные желания). Уловленный настрой (результат так называемого «познания самого себя») легко в дальнейшем направлять не в себя, а наружу, черпая информацию из мира Идей. Как во всём, есть люди более талантливые в этом вопросе (см. «Пир» Платона). Про них говорят, что они обладают духовным зрением. Это чувство, на мой взгляд, называют зрением потому, что оно помогает не только установить связь с собой (душой) и миром Идей, но и видеть многие вещи в их истинном свете, а значит и избегать множество проблем в материальном мире.

«Увиденное» можно вербализовать, но каждый, кто пытался сделать это, знает насколько это сложно. Воистину «мысль изречённая есть ложь» (Фёдор Тютчев). Я, например, пытался передать то, что я видел в своих особенных снах, но это - сотая часть увиденного, и даже она далека от правды. Для более-менее приличной передачи «увиденного» нужно быть одновременно талантливым поэтом, художником, музыкантом и режиссёром. Таким образом, я могу заключить, что именно искусство пытается изучить духовное. Именно талантливое произведение помогает нам настроиться на мир идей, и именно поэтому его всегда использовали в религиозных целях. Сегодня лучшие произведения искусств больше не принадлежат церкви. Не значит ли это, что истинно религиозными центрами становятся музеи, театры и филармонии, как истинно научными - литературные институты, академии художеств и консерватории?

(Следующий), (Продолжение), (Мировоззрение), (Содержание)

Мировоззрение, Над суетой

Previous post Next post
Up