"Происхождение сказок из мифа у большинства исследователей не вызывает сомнения" (Бобурова А. А.
"Сказка и миф: различия и единство")
В отличие от былин, русские
народные сказки не отражают конкретные исторические события. Даже такое глобальное событие как христианизация Руси практически не нашло в них своего прямого отражения. Разве что под давлением христианства в сказках начинается борьба с прежними культовыми героями: например, в сказке
“Добрыня и Змей” Змея Горыныча удаётся убить шапкой "греческой земли".
Сейчас
известно, что многие сказки были изначально гораздо длиннее.
Так, например, сказка о колобке на самом деле описывает все фазы луны и, возможно, роль пращуров (дед да баба) в этом круговороте. Соответственно, в изначальной сказке каждое встреченное животное откусывало от колобка кусочек. Это - целое мировоззрение. Не удивлюсь, если подобное древнее мировоззрение отражает и сказка о курочке рябе, и сказки о Кощее Бессмертном... Кстати, Кощей - обычное имя в дохристианской Руси, а значит, возможно, имя некоего божества (
как и Иван), в честь которого называли детей.
Сейчас уже трудно судить что да как, но можно попробовать извлечь основные идеи, сохранившиеся в народных сюжетах. Например:
1. Существует судьба.
2. Человек состоит из материи и души (мёртвая и живая вода).
3. У славян существовали тотемные животные (говорящие).
4. Существует бессмертие (Кощей).
5. Кощей, вероятно, - славянский бог земли (от воды набирается силы).
6. Существовали жрицы культа Кощея, которые знали его жизненно важные тайны. Последние из них (бабушки-"сёстры") скрывались в лесах и на островах...
7. Отбирали в этот "монастырь" молодых, красивых, умных и незамужних девушек, а старушек, возможно, отправляли "в мир", за что они могли мстить Кощею, помогая в поиске украденных невест.
8. Жрицам приписывалась власть над живой природой и, возможно, поиски будущих жрецов (гуси-лебеди).
9. Под видом Змея Горыныча (огненного змея) славяне, возможно, почитали Млечный путь (он же мистический дракон и демиург).
10. Существует перерождение в виде животных (например, в сказке «Царевна-лягушка» Кощей наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу; в других сказках он превращает людей в змею или орех).
(Следующий),
(Продолжение),
(Непродуманные гипотезы),
(Содержание)