О пьесах Гришковца

Dec 26, 2010 18:02

Евгений Гришковец - моё самое большое открытие за последние два года. Очень жалею, что не знал его пьес раньше. На сегодняшний день я посмотрел пять из них: «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «Титаник» и «По По». Все, кроме последней, посмотрел как минимум три раза. Первое ощущение было просто на уровне «Слава Богу, что Он не забывает Россию». Я бы очень настойчиво рекомендовал родителям показать первые три пьесы своим мальчикам в принудительном порядке. Взрослым смотреть пока не дойдёт, что всё это - об отношениях уровня «человек-Бог».

Первой пьесой Гришковца, которую я смотрел и пересматривал, была «Как я съел собаку». Каждый раз я открывал для себя в ней новый уровень. Вначале я был потрясён тем, как просто Гришковцу удалось передать мои ощущения от армии. Мне казалось всё это просто непередаваемым (по крайней мере, без употребления ненормативной лексики). Я просидел весь спектакль как завороженный, а на следующий день посадил смотреть младшего сына со словами: «Вот, именно это я чувствовал в армии». Но второй просмотр принёс новое открытие - пьеса не об армии! Она о том, почему развалился СССР. Так жить было нельзя! Третий просмотр дал открытие нового смыслового слоя - без Любви жить нельзя! Без неё жизнь - не Жизнь. Это было тем, о чём я все уши прожужжал родственникам и знакомым, безуспешный в своём косноязычии. А Гришковец это сказал так талантливо просто, что сразу и не осознать всю высоту сказанного. Хотел ли он? Не знаю. Сам он не говорит (я спрашивал e_grishkovets) и правильно делает. Я уверен, что автор такого уровня не творит сам, а Высшие (из мира Идей) творят через него. Надо сказать, что размышления Гришковца вне процесса творения показались мне малоинтересными…

Вторая пьеса, которую я смотрел не менее трёх раз, была «ОдноврЕмЕнно». О, как долго я талдычу в своём журнале об устройстве мира, о душе, реинкарнации… Иногда даже привожу очень похожие примеры. А тут во время пьесы ответы приходят сами. Это пьеса о том, что есть на самом деле Жизнь человеческая. Чудо, а не пьеса…

«Дредноуты» - по-моему, лучшая из виденных мною пьес Гришковца. Здесь уже просто разговор между человеком и Богом, и вывод - человек без этого пусть и одностороннего разговора - не Человек. Пьеса о смысле жизни, фиктивности смерти, и о Боге, дающем высший смысл нашему существованию. Нужно только проследить, когда играют тему «падающего снега». Снимаю шляпу…

Эти три пьесы нужно смотреть и пересматривать, но прежде несколько раз посмотреть невероятно смешной «Титаник». Это для того, чтоб отличать правду ото лжи в любом её виде. Это - как прививка…

(Следующий), (Продолжение), (Искусство), (Содержание)

Искусство

Previous post Next post
Up