Мои отношения с дисциплиной прошли долгий и сложный путь. Эта статья - начало серии статей о мифах современной индустрии личностного роста и развития.
Этап первый. Полное принятие и исполнение.
Исполнение там, где нужно исполнять, и где нельзя не исполнять.
Сколько себя помню я всегда был послушным мальчиком.С детства. Мне с детства было важно быть хорошим мальчиком.
Воспитанный, как и большинство людей среднего поколения на идеалах справедливости, классового равенства и идей социализма (по крайней мере, в семье и в школе меня воспитывали именно так, и я искренне верил, что "партия - сила народная", что "коммунизм впереди", и что "Ленин прав"), я относился к дисциплине как к чему-то крайне необходимому, что просто нужно исполнять.
И под дисциплиной я понимал в первую очередь собственное послушание неким утверждённым извне принципам, положениям, нормам.
Понятно, что исполнение дисциплины было для меня в разряде не очень приятных, но всё же, обязательных вещей. И я стремился быть дисциплинированным (пишу без кавычек, ибо действительно стремился, и действительно исполнял).
И в тот период дисциплина была для меня тем фактором, что мощно влиял на мою жизнь, на мои выборы, на мои желания, и даже на мои возможности в этом мире.
Во многом требования дисциплины (как я это сейчас понимаю) становились для меня ограничениями для моих действий.Второй этап
моего отношения к этому слову пришелся на период моего личностного развития, когда я начал понимать, что есть моя личность, есть мои желания, есть границы не только чужие, но и мои.
Это был трудный период познания совершенно заново - себя, этого мира, как устроены другие люди, как устроено общество, и как и что может быть ещё устроено и организовано - отношения, чувства, смыслы, процессы, и так далее.
В этот период понятие дисциплина для меня было сброшено со своего пьедестала, я крайне неуважал как это слово, так и всё что с ним связано.
Понятие "НАДО" было вычеркнуто из моего внутреннего и внешнего словаря, я не принимал "НАДО" от других, я не насаждал "НАДО" для себя, и я не навязывал "НАДО" для других.
Это было интересное время бунтов против родительских наставлений и проклятий, освобождений собственных "Я", проведения границ между "Я" и миром, обретение разрешений на собственную уникальность и автономность от этого мира, мира людей, их общества, их правил и норм. К стати, на самом деле это было не так уж и сложно - учитывая, что в обществе всё более развивалась прослойка людей, точно так же борющихся за свою автономию и собственные права. Неважно, что боролись часто они либо с призраками, либо - побеждали за счёт прав других людей, но это было им (нам) неважно, ибо новая философия внутренней свободы (вот что принималось за главную ценность личностного роста!) победоносно шагала по стране и по головам её граждан.
На этом этапе всё что было связано с дисциплиной, было для меня неким компасом, указывающим, куда мне теперь не надо.Третий этап. Начало освобождения духа
Я вдруг начал понимать, что долгие долгие годы понимал совершенно не то, когда слышал слово "ДИСЦИПЛИНА".
Оказывается под этим словом я всегда понимал дисциплину МОЮ по указанию других людей. Чужую и чуждую мне дициплину. Чужие правила. И никогда не задумывался над выработкой и открытием СВОИХ правил и норм, которые следовало бы (да что там "следовало, - нужно, надо!) исполнять.
Я начал понимать, что дисциплина духа, внутренняя дисциплина - это как раз то, чего мне не хватало многие годы.
То, что воспринималось мною как рабство, как ограничения - на самом деле может быть и компасом, и проводником, и охранителем, и мощным лечебным и освобождающим фактором.
- Дисциплина не для других, а для себя.
- Дисциплина не поведенческая, а духовная.
- Жизнь не по правилам других, а по внутренним и высшим законам - постигаемым не по чужому опыту, и не с чужих слов, а открываемым и вырабатываемым самостоятельно.
Я начал совершенно по новому смотреть на это слово, по новому его употреблять, по новому к нему относиться, находить в нём новые, незнакомые мне ранее смыслы и поводы для применения.
Попробую объясниться.
Каждый из нас знает, как здорово убраться на столе или в шкафу. Как приятно почистить зубы, помыть руки, сходить в баню. Как классно - устроить генеральную уборку в доме, как хорошо после неё дышится и живётся.
Многие психологи советуют - плохое настроение - уберись в одном-двух ящиках в столе или в шкафу (если ты давно туда не заглядывал).
Порядок. Очищение. Структурирование. Структура. Форма.
Это важные слова и понятия, без которых невозможны ни эффективность, ни качество жизни. Это слова, о которых часто забывают современные радетели личностного роста, понимая личностный рост за условия для безудержного роста энтропии (беспорядка и хаоса) - во внешнем и внутреннем мире, понимая свободу как энтропию или рост энтропии.
Зачастую важно не столько структурирование и создание порядка, сколько переструктурирование, создание новых порядков, последовательностей и ритуалов.
На самом деле порядок, упорядочивание и структурирование процессов внутри и снаружи (вокруг) человека, включая и процессы между человеками - улучшают качество жизни человека и его окружения.
Основная мысль этой статьи - дисциплина это очень хорошая и полезная штука, если правильно её понимать и правильно к ней относиться, и правильно её использовать.
Если человеки будут в первую очеедь применять категорию дисциплины для себя, а не для других, во первых, и исполнять и находить правила свои, а не чужие, это во вторых, - то их жизнь начнёт меняться в лучшую сторону - и касаемо здоровья, и касаемо финансового благополучия, и касаемо личных отношений, и касаемо положения в обществе.
Хорошие вопросы:
- В каких вопросах и областях вам полезна дисциплина?
- В дисциплине ЧЕГО вы нуждаетесь сейчас?
Ответив для себя на эти вопросы, вы обогатите свою жизнь.
Вместо послесловия
Конечно, когда мы говорим о дисциплине, мы не можем обойти вниманием другой, не менее важный, не менее забытый и извращённый в пониманиях и использовании термин - НАДО (ДОЛЖЕН).
Моя цель - возродить смысл и значимость (истинное значение, предназначение и место) слов НАДО и ДОЛЖЕН.
Последние десять лет (как минимум) человечеству вдалбливалось, что слова НАДО и ДОЛЖЕН - "плохие" слова, что произносить их и использовать ни для себя, ни для других людей порядочный (а сейчас порядочным в огромном количестве кругов считается человек продвинутый, личностно растущий и раскрепощённый) человек просто не должен и чуть ли не имеет права.
Огромное количество людей просто натаскано на негативную реакцию на эти слова. Стоит лишь произнести слово "должен" - как десятки глоток кричат сакраментальное: "Никому ты не должен!", и так далее.
Грустно. В походе за личностной свободой, как это водится в любых войнах за свободу и в революциях, в дыму сражений гибнут и губятся многие чудесные вещи.
Материал данной статьи не рассчитан на раскрытие этой важнейшей и интереснейшей темы - долженствования, мы продолжим раскрывать
трагедию терминов НАДО и ДОЛЖЕН в отдельных публикациях.
источник