Оригинал взят у
kolybanov в
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Куинджи Архип Иванович (1842-1910)Автор -
Ела2012. Это цитата
этого сообщенияРУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
"Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку..."
Александр Бенуа - статья об Архипе Ивановиче Куинджи, 1903
Портрет работы В. М. Васнецова, 1869
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат “золотых дел мастер”. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком.
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Айвазовскому. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера - молодого живописца, работавшего и одновременно учившегося у Айвазовского. Но вскоре Архип Иванович возвращается в Мариуполь, где поступает на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.
В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.
«Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»
1869
Смоленский государственный музей-заповедник
«Волны»
1870-е
Холст, масло
Таганрогская картинная галерея
Созданная Архипом Ивановичем в 1872 году картина “Осенняя распутица” своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия.
«Осенняя распутица»
1872
Холст, масло 110 x 70
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами - он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении “Осеннюю распутицу”. Картина, названная “Осень. Туман”, осталась незавершенной.
«Осень. Туман»
1899
Бумага на холсте, масло 54,9 x 36,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
В 1870 - 1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам. В результате появились картины “Ладожское озеро” (1870) и “На острове Валаам” (1873). В “Ладожском озере” Куинджи преодолел перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.
«Ладожское озеро»
1873г.
Холст, масло 62,5 x 79,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
В картине “На острове Валаам” художник ведет повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В 1873 году картина “На острове Валаам” была окончена и экспонирована на академической выставке. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову о работе Куинджи “На острове Валаам”: “Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге”.
«На острове Валаам»
1873г
Холст, масло 76 х 130
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Также в 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину “Снег”, за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В 1873 году Куинджи путешествует по Германии. Он посетил Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен. Основная цель заграничной поездки - изучение старых мастеров, особенно хорошо представленных в мюнхенской Пинакотеке. Помимо Германии, Куинджи побывал во Франции и Лондоне. Затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию.
По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину “Забытая деревня”, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
Забытая деревня. 1873
«Забытая деревня»
1874г.
Холст, масло 81,7 х 165
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Заброшенность человеческой жизни подчеркивает унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни. Экспонировалась картина не на академической выставке, а на III выставке Товарищества передвижников. О “Забытой деревне” критики писали: “Уныло так, что хватает за сердце”.
Тему мрачной, беспросветной реальность Куинджи продолжил в “Чумацком тракте”. Художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В. М. Гаршин написал о “Чумацком тракте”: “Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый лес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце”.
«Чумацкий тракт в Мариуполе»
1875г
Холст, масло 106 х 213
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В 1875 году были написаны совсем иные по настроению “Степь вечером” и “Степь в цвету”. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
«Степь вечером»
Холст, масло
Пермская государственная художественная галерея
Степь. 1875
«Степь»
1875
Холст, масло 109,5 x 69,5
Ярославский художественный музей
Ярославль
В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция.
«Закат зимой. Берег моря»
1876-1890
Клеенка на картоне, масло 30,2 x 25
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Закат»
1876-1890
Картон, масло. 22 x 35.2 см
Государственный Русский музей
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил “Украинскую ночь”.
«Украинская ночь»
1876
Холст, масло 79 х 162
Государственная Третьяковская галерея
Москва
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи... На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Ввысь устремились тополя. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, в картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. Впоследствии М. В. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: “Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой “Украинской ночью” Куинджи. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно!”. В 1878 году “Украинская ночь” была показана на Всемирной выставке в Париже. “Куинджи, - писала французская критика, - бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других”.
«Закат в лесу»
Этюд к картине "Закат солнца в лесу" 1878 года
Холст, масло. 55 x 36.5 см
Вологодская областная картинная галерея
В 1879 году Куинджи пишет “Север” и в 1881 - “Днепр утром”. Картина “Север” продолжала серию северных пейзажей, начатых “Ладожским озером”.
«Север»
1879г.
Холст, масло 132 х 103
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Достигается это полутонами, тончайшей нюансировкой бледного розового и перламутрового цвета, разделением цветового мазка. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. В “Севере” ощущается недвижность земли, статика которой соприкасается с динамичным мерцанием неба. Картина “Север” завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.
В картине “Днепр утром” Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Воздух обесцвечивает цвет. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Туман не скрадывает предметные очертания, как в “Осенней распутице”, а насыщается цветом, представляя собой подвижную густую массу. Куинджи сохраняет панорамную композицию, далевую перспективу, которые придают образу устойчивость, но сложно написанная воздушная среда вносит в медлительный строй чувств легкое оживление.
«Днепр утром»
1881
Холст, масло. 105 x 167 см
Государственная Третьяковская галерея
В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет “Березовую рощу” и “После грозы”. Пейзаж “После грозы” полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы.
«После грозы»
1879
Холст, масло
Сумский художественный музей
Но наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень - так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.
«Березовая роща»
1879г
Холст, масло. 97 x 181 см
Государственная Третьяковская галерея
«Березовая роща 2»
В “Березовой роще” художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо - равноокрашенным задником, роща - почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду “отрадного”, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.
В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях.
«После дождя»
1879г.
Холст, масло 102 х 159
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В конце 1870-х годов отношения Куинджи с передвижниками резко ухудшились. В марте 1880 года он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1880 году Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Лунная ночь на Днепре”, выставка эта имела огромный успех.
«Лунная ночь на Днепре»
1880
Холст, масло. 105 x 144 см
Государственный Русский музей
Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. “Лунная ночь на Днепре” рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мирозданье. Картина настраивала на философские раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении. Для Куинджи становится характерным созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия.
Пластическая новизна художника - в достижении предельной иллюзии света. Эффект этот был достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрасту. Куинджи и в этой картине воспользовался дополнительными цветами. Теплый колорит земли оттеняет холодное, изумрудное, словно фосфоресцирующее отображение лунного света на поверхности Днепра.
Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма, и было непонятно коллегам, вызывало недоумение. И. Н. Крамской был обескуражен декоративной яркостью картин Куинджи, дававших, как ему казалось, неверное воспроизведение реальности: “Что-то в его принципах о колорите есть для меня совершенно недоступное; быть может, это совершенно новый живописный принцип. [...] Еще его “Лес” я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Неужели это творчество? Неужели это художественное впечатление?.. Короче, я не совсем понимаю Куинджи”.
Куинджи предложил новые принципы романтического искусства, тем самым до крайности сократил разрыв между угасающим академическим романтизмом и появлением нового романтического искусства.
В 1881 году художник создал картину “Днепр утром”. В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра.
«Утро на Днепре»
1881
Холст, масло 105 x 167
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Выставка 1882 года была последней для художника. Директор передвижных выставок Я. Д. Минченков приводит слова Куинджи: “...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи”.
«Вид на Москву с Воробьевых гор»
1882
Холст на картоне, масло 40,5 x 25
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Период “молчания” был занят интенсивной творческой работой. Куинджи искал новые пигменты и грунтовые основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость, искал также выразительные образные решения. В этот период было создано около пятисот живописных работ и трехсот графических, одни из которых указывают на область новых творческих интересов, другие продолжают и углубляют старые. Пластические поиски Куинджи развивались параллельно: реализм сосуществовал с романтизмом, декоративизм с натурностью, импрессионизм - рядом с экспрессивной пластикой.
«Крым. Южный берег»
1887
Бумага на картоне, масло 17,3 x 10,9
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Среди этюдов Куинджи, написанных в этот период, имеются “Зимы” (1885 - 1890, 1890 - 1895, 1898 - 1908), которые чутко передают состояние погоды: сырость, таяние снега, слякоть или влажный воздух, растворяющий очертания предметов. Эти этюды примечательны легкостью исполнения, изумительны по меткости и точности передачи ощущения.
«Зима. Пятна лунного света на крышах хат»
1876
Бумага на картоне, масло 17,4 x 11
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Зима»
1890-1895г.
Холст, масло. 12.5 x 18.5 см
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Зима. Оттепель»
1890-1895
Бумага на картоне, масло 17,2 x 10,8
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Дали. Крым»
1889
Холст, масло 10 x 16
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Красный закат»
Эскиз.
1890-е
Холст на картоне, масло 35,5 x 19,2
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Березовая роща. Пятна солнечного света»
1890-1895
Бумага на холсте, масло 36,5 x 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Восход солнца»
1890-1895г.
Холст, масло. 84 x 49.5 см
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
«Горы»
1890-1895
Дерево, масло. 10 x 16 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»
1890-1895
Бумага на картоне, масло. 38 x 56.5 см
Государственная Третьяковская галерея
В 1901 году Куинджи решился показать "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", "Днепр" и "Березовая роща" специально приглашенным Д. И. Менделееву, писательнице Е. П. Летковой, архитектору Н. В. Султанову, писателям И. И. Ясинскому и В. С. Кривенко. "Вечер на Украине" (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием "Вечер". В картине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: теневые стороны хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. "Вечер на Украине" едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение.
«Вечер на Украине»
1878-1901гг.
Картина частично переписана в 1901 г.
Холст, масло. 81 x 163 см
Государственный Русский музей
Система дополнительных цветов была применена и в картине "Христос в Гефсиманском саду". Живописный эффект фосфорического горения белого одеяния Христа, скрасившегося бирюзовым цветом, на фоне темно-бурых теплого оттенка деревьев сообщает образу удивительно яркое впечатление. И. Е. Репин в письме И. С. Остроухову пишет: "А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями - всех они трогают". Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Христос в Гефсиманском саду. 1901
Днепр1. 1901
«Днепр»
1901г.
Бумага на картоне, масло 34,5 x 21,7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
"Ночное" (1905 - 1908) - одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту. В "Ночном" воплотились воспоминания детства и пристрастия к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки.
«Ночное»
1905
Холст, масло 107 х 169
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Несмотря на выход из Товарищества передвижных художественных выставок, он по-прежнему дружил с некоторыми передвижниками, присутствовал на их собраниях. Куинджи принял участие в подготовке реформы Академии художеств 1893 года. Согласно новому уставу, ему было присвоено звание академика и в 1895 году он становится руководителем пейзажной мастерской.
В 1897 году за участие в студенческом выступлении против ректора Академии А. С. Томишко, Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.
«Ай-Петри. Крым»
1898-1908
Бумага коричневая на картоне, масло. 39 x 53 см
Государственный Русский музей
«Берег моря со скалой»
1898-1908
«После дождя. Радуга»
1900-е
Холст, масло 25,9 х 31,8
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань
«Лов рыбы на Черном море»
1900г.
Холст, масло. 67 x 102.5 см
Дальневосточный художественный музей
В 1901 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.
«Березовая роща»
1901г.
Холст, масло 163 х 115
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Минск
«Дубы»
1900-1905
Холст, масло. 83 x 164 см
Государственный Русский музей
«Облака»
1900-1905
Картина не окончена
Холст, масло. 194 x 140 см
Государственный Русский музей
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова
«Радуга»
1900-05 гг.
Холст, масло 171 x 110
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Закат в степи на берегу моря»
1898-1908
Бумага на холсте, масло. 39.5 x 53 см
Государственный Русский музей
«Солнечный свет в парке»
1898-1908
Бумага на холсте, масло. 53.2 x 39.3 см
Государственный Русский музей
«Эльбрус»
1889 - 1908
Холст, масло 40,5 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Цветник. Кавказ»
1908
Бумага на картоне, масло 17,5 x 11
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Архип Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла художника в Петербург, надеясь на скорое выздоровление, но, вопреки ожиданиям, болезнь прогрессировала - сказалось больное сердце, не справлявшееся с нею. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. На могиле были установлены бронзовый бюст художника и надгробие - гранитный портал с мозаичным панно, изображавшем мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В создании надгробия принимали участие А. Щусев (проект) и Н. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. Фролова. В 1952 году прах и бюст были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, а полуразрушенное надгробие осталось на прежнем месте.
http://gallerix.ru/album/Quingy http://www.artsait.ru/art/k/kuindji/main2.htm Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru