Оригинал взят у
ok1000 в
Ломаем стереотипы: нищета «совка» Оригинал взят у
3d_shka в
Ломаем стереотипы: нищета «совка» «Совком» сейчас называют всё, что так или иначе связано с советским периодом истории. Все чаще встречаются негативные мнения современников о советском прошлом.
Говорят, что была сплошная уравниловка, не было возможности хорошо заработать, купить квартиру или машину, выехать за рубеж. Человеку непосвящённому может показаться, что люди в те годы влачили жалкое нищенское существование. Но так ли это было на самом деле?
Если сравнить среднестатистического жителя нынешней «капиталистической и демократической» России и того же среднестатистического гражданина Советского Союза, то сравнение явно не в пользу первого. Вот как описывает жизнь молодого специалиста 1960-х годов одна из нынешних пенсионерок:
«Жизнь в те годы была разнообразна и многогранна. Кому-то она была по душе, а кому-то не очень.
Для абитуриентов, поступающих в Вузы и техникумы, в то время были установлены определённые льготы. Например, для тех, кто отслужил в армии или имел стаж работы не менее двух лет.
После восьмого класса я устроилась на работу на судоремонтный завод в конструкторское бюро копировщицей, а по вечерам доучивалась в школе. Те, кто учился и работал, должны были оканчивать не десять, а одиннадцать классов. Для вечерних школ существовала собственная программа обучения, предусматривающая профессиональную ориентацию и более глубокое изучение естественных наук.
При пароходстве был открыт филиал приёмной комиссии института инженеров морского флота. Окончив школу и отработав к тому времени три года, я сдала экзамены в этом филиале и поехала на учёбу в институт.
Таких, как я студентов называли «направленцами», то есть поступившими по направлению предприятия. Мы получали стипендию от своего родного завода. По тем временам это была довольно приличная сумма - сорок рублей в месяц.
По окончанию института «направленцы» должны были отработать на предприятии не менее двух лет. Таким образом, уже к двадцати пяти годам государство получало профессионала со стажем.
Многие из нас оставались работать на предприятии на всю жизнь, но были и те, кто выбирал для себя другой путь.
Молодым специалистам давали квартиры и подъёмные, кроме того на предприятии можно было взять беспроцентную ссуду на длительный период. Те, кто поступал на общих основаниях, по окончании института попадали под распределение, то есть направление в те регионы, где особо нуждались в таких кадрах.
Для многих это самое распределение казалось катастрофой, направляли чуть ли не на край света - в Магадан, Находку, Владивосток. Столичные ребята не очень-то хотели бросать свои родные края и чаще всего устраивались в городе не по специальности. Но из тех, кто всё-таки отправился по распределению, почти никто не пожалел о своём решении. Ведь у них были вполне ощутимые преимущества:
Во-первых, это более высокая заработная плата с учётом районного коэффициента.
Во-вторых, это более ранний выход на пенсию, ведь там год работы считался за полтора.
Благодаря своим сбережениям, почти все они купили машины, а кое-кто к концу 1990-х переехал в тёплые края. Кто не успел, тот потерял всё - дефолт 1998 года обнулил все депозиты.
Реклама авто в СССР
Студентам на время учёбы с сентября по июнь предоставлялась скидка в 50% на все виды транспорта. Особенно выручала эта скидка во время каникул, когда можно было за полцены съездить домой. Те студенты, которые жили недалеко, катались домой почти каждую неделю. Привозили полные сумки с домашними продуктами, после чего общежитие дня четыре объедалось.
Так как я жила очень далеко и мои родители не могли мне высылать много денег, мне было не по карману на зимних каникулах кататься домой. Зато я не отказывалась погостить у подруг, благодаря чему мне удалось побывать во многих крупных городах европейской части Союза - таких, как Рига, Кишинёв, Киев и Ленинград.
Сейчас говорят, что мы тогда жили бедно и выстраивались в очередь за колбасой, но это неправда. Всё началось при Горбачёве с его долбанной перестройкой.
Единственное, что было полезного в период его правления, так это продовольственная программа и частное предпринимательство. Кто-то даже подумал, что Михаил Сергеевич пытается возродить НЭП ленинского периода. Появились предприниматели, которые получили возможность выращивать, перерабатывать сельхозпродукцию и продавать её в кооперативных магазинах.
Но тут, как и тогда, вышла промашка - ушлые дельцы быстро сообразили, что к чему, стали закупать продукты по государственным ценам и перепродавать их уже по коммерческим ценам в три раза дороже.
До перестройки проблем с продуктами не было. Конечно, не было такого разнообразия, как сейчас, но все продукты были натуральные и очень высокого качества. В торговой сфере было немало людей, которые пытались нажиться и искусственно создавали дефицит товаров. Были и фарцовщики, которые переклеивали ярлыки и продавали отечественную продукцию как импортную. Но это были единичные случаи, а не чётко отлаженная система.
Перебои с продуктами, которые время от времени возникали в некоторых населённых пунктах, были исключительно на совести руководителей регионов и силовых структур, за что все они несли ответственность.
Иностранные студенты, которые обучались в советских Вузах, приходили в восторг от вкуса наших продуктов. Они нам очень завидовали и говорили, что мы уже живём при коммунизме. Ведь во многих европейских странах, включая так называемый «социалистический лагерь», цены на продукты питания были очень высокими. В то же время лёгкая промышленность там была развита очень хорошо, в особенности производство мелкой бытовой техники и одежды, которые там стоили значительно ниже, чем в СССР.
На самом деле в то время советским людям завидовал весь мир, ведь только у нас был особый общественный настрой - дух единства и дружбы всех национальностей, взаимопонимание и взаимная поддержка людей.
фестиваль молодежи и студентов 1985
Руководство страны стремилось ставить и реализовывать цели, направленные на улучшение жизни людей. И если что-то не получалось, то в этом было виновато не правительство, а конкретные люди, плохо выполняющее свою работу.
Плановая система хозяйствования имела свои преимущества и недостатки. При выполнении плана предприятия получали премии, а город наводнялся импортными товарами.
На уборке урожая использовался детский труд, что было неправильно. Однако поездки в колхозы тогдашние школьники чаще всего воспринимали как романтические вылазки на природу, не говоря уже о студентах. В пик уборочной поры учащихся школ и ВУЗов отправляли «в длительную командировку» с ночёвкой и питанием. Кормили сами колхозники очень сытно, как говориться, «на убой». Многие возвращались в душный город посвежевшие и поправившиеся на несколько килограммов. В плохую погоду на поле не выходили, читали газеты, смотрели телевизор и устраивали танцы.
В те годы очень хорошо была развита транспортная система. Это сейчас все междугородние перевозки и поездки осуществляются через Москву, а тогда существовали крупные транспортные узлы, связывающие между собой все направления.
Не удивительно, что сейчас многие предпочитают поездки за рубеж. Ведь объехать родной край гораздо дороже чем, скажем, посетить курорты в Италии или Греции.
Тогда же цены по всем направлениям были низкими и доступными каждому, можно было каждое лето посещать родственников, проживающих в любом регионе страны.
Очень грустно, что многие молодые люди позволяют себе вольности, критически оценивая то время, в котором они не жили… Не правильно это…»
ИСТОЧНИК
В железной коробочке у меня хранятся тяжелые, полновесные советские рубли с изображением профиля Ильича и Родины-матери. В свое время эти рубли были полноценной валютой, хотя и поныне? глядя на них, проникаешься уважением. Так что же можно было купить на 1 рубль во времена Советского Союза& Давайте вспомним.
В СССР на 1 рубль можно было купить:
4 билета денежно-вещевой лотереи по 25 копеек штука.
100 коробков спичек по копейке за коробок.
50 штук 12-листовых школьных тетрадей.
Сделать 50 звонков по телефону-автомату. Один звонок 2 копейки. Время звонков ограничивалось только очередью.
Купить одно железное, оцинкованное ведро. Оно стоило 90 копеек.
10 копеек
На 1 рубль можно было всласть накататься на общественном транспорте. Так, один билет в трамвае стоил 3 копейки, соответственно, на рубль можно было сделать 33 поездки. Билет в троллейбусе - 4 копейки, а это 25 поездок. Билет в автобусе - 5 копеек и 20 поездок «у тебя в кармане» или заплатить штраф в троллейбусе или трамвае за безбилетный проезд. Наказание оценивали в 1 рубль.
10 стаканов настоящего томатного сока. Стакан - 10 копеек.
2 шоколадных медальки - 50 копеек штука.
2 пачки пельменей «Русских» - 50 копеек пачка.
100 стаканов газировки без сиропа по одной копейке и 33 стакана газировки с сиропом по 3 копейки.
6 чебуреков (16 копеек за штуку).
Три баночки морской капусты по 33 копейки за баночку.
10 пирожков с мясом (10 копеек за штуку).
25 пирожков с капустой, с картошкой, с рисом и яйцом, с повидлом (4 копейки за штуку).
Приехав в Москву, можно было совершить 20 поездок на метро. Цена одной - 5 коп.
5 раз сходить в парикмахерскую. Цена одной стрижки для мальчика (полубокс) - 20 коп.
Также можно было купить 14 пачек крупной соли по цене 7 копеек за 1 килограмм или 9 пачек мелкой соли «Экстра» по 11 копеек за кило.
Добавив к рублю 2 копейки, можно было купить бутылку плодово-ягодного вина (0,7 л).
25 воздушных шариков, выпачканных тальком (4 копейки за штуку).
16 упаковок аскорбинки в аптеке, по 6 копеек упаковка.
5 пломбиров по 20 копеек.
Одну бутылку подсолнечного масла по цене 99 копеек.
Купить 15 маленьких кружек кваса в розлив по цене 6 копеек.
100 газет «Пионерская правда». Цену одного экземпляра высчитайте сами.
3 маленьких баночки майонеза. Стоимость одной - 33 копейки.
Три литра молока по цене 28 копеек за литр.
А еще на один рубль можно было купить 5 батонов белого хлеба. Цена - 20 копеек!
10 кг картошки, 10-20 пучков свежей зелени с рынка (в зависимости от сезона).
20-литровую канистру бензина АИ-72 (90 копеек).
10 пончиков с повидлом по 10 копеек штука.
11 коржиков по 9 копеек за штуку.
10 сочников с творогом по 10 копеек за штуку.
10 брикетов молочного мороженого по 10 копеек за штуку.
2 бутылочки по 0,33 литра «Пепси-колы» (по 45 копеек). Но разжиться такой роскошью можно было только в Москве.
1 пачку лицензионного «Мальборо» (1 рубль).
2 пачки советской жвачки по 50 копеек.
1 пионерский галстук - 75 копеек.
10 октябрятских звёздочек (10 копеек за штуку).
1 плитку шоколада «Алёнка» за 80 копеек. А на оставшиеся 20 копеек можно было прикупить мороженое пломбир.
1 студенческий комплексный проездной билет на трамвай и троллейбус на месяц стоил 1 рубль.
25 конвертов с маркой и 100 конвертов без марки
8 кусков детского мыла по 12 копеек.
13 стаканчиков фруктового мороженного (1 стаканчик - 7 копеек).
10 маленьких стаканчиков жареных семечек у бабушек. Маленький стаканчик стоил 10 копеек, а вот большой уже 15 копеек.
5 кружек пива из разливочного автомата. 20 копеек за кружку.
20 булочек-рогаликов к чаю. По 5 копеек за рогалик.
5 бутылок лимонада «Саяны» по 20 копеек за бутылку.
10 куриных яиц второй категории по цене 90 копеек.
2 литра масла подсолнечного в розлив из автомата, которые стояли в магазинах. 50 копеек1 литр.
1 бутылку яблочного сидра (0,75) по 98 копеек.
Всласть пообедать в столовке. На 1 рубль можно было взять первое (борщ), второе (антрекот с картошкой), салат, и компот с булочкой!
А еще в СССР почти в каждом ресторане в дневное время практиковались комплексные обеды. Стоил такой обед в районе 1 рубля 40 копеек. В него входили - первое блюдо, второе, салат, компот и пара кусочков хлеба. Однако, в отличие от столовок, тебе все это подавал официант. Но это уже перебор нашего лимита.
К сведению: Стипендия в техникуме была 30 рублей, а в институте 40. Старосты и отличники получали чуть больше. Ну а среднестатистическая зарплата - 90-120 рублей.
Читать далее...