Жан Огюст Доминик Энгр

Sep 08, 2015 16:45

Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780-1867) - французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820-1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834-1835) и Французской Академии в Риме (1835-1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793-1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.



Ортанс Резе

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия - продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Искусство Энгра - цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма.



Принцесса де Бройли



Источник



Графиня д´Оссонвиль



Малая купальщица, интерьер гарема



Мадам Энгр, урожденная Рамель



Турецкая баня



Одалиска с рабыней



Жозеф-Антуан де Ножан



Мадонна Благовещения



Венера на Пафосе



Автопортрет



Купальщица



Мужской торс



Юпитер и Антиопа



Баронесса Бетти де Ротшильд



Венера Анадиомена (Рождение Венеры)



Каролина Мюрат, королева Неаполя



Мадам Панкук (урожденная Сесиль Боше)



Мадмуазель Ривьер



Кондотьер



Въезд дофина, будущего короля Карла V, в Париж



Купальщица Вальпинсона



Анжелика, эскиз



Мадам Муатессье



Сон Оссиана



Наполеон Бонапарт в мундире Первого Консула



Портрет молодого человека



Наполеон на императорском троне



Король Карл X в коронационном облачении



Рафаэль и Форнарина



Эдип и Сфинкс



Паоло и Франческа



Мадам Гонс



Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббьены



Руджеро, спасающий Анжелику



Рафаэль и дочь булочника



Большая одалиска (деталь)



Мадонна с гостией



Автопортрет

Источники - Википедия и gallerix.ru

Академизм, Миф, Портрет, Романтизм, XIX век, Классицизм, Арт, Франция, Библия

Previous post Next post
Up