Среди многих украинских усадеб Качановка является одной из старейших, в которой тесно переплелись архитектура и садово-парковое искусство, коллекционирование и творчество, повседневный быт и парадные приемы. Ее основание относится к началу XVIII столетия.
Садовый фасад Качановской усадьбы
В семи верстах от Парафиевки, при реке Смоше находился водяной млын. Хутор, возникший около него, в 1742 г. был продан «двора его императорского Величества певчему Федору Ивановичу Каченовскому в 1744г. к нему был прикуплен еще хутор. Когда же дворянин и шляхтич Каченовский был пожалован более богатыми «маетностями», он продал Качановку брату, обязав его 1/10 часть помола с водяных мельниц отдавать на Парафиевскую церковь св. Николая, а другую - на «шпиталь нищим». В 1770 г. по поручению императрицы Екатерины II Парафиевка и Качановка были куплены для Румянцева-Задунайского и подарены ему. При нем М.Н. Мосципановым был построен большой каменный дом по проекту архитектора К.И. Бланка и заведен сад, положивший начало тому обширному парку, которым славится Качановка.
План-схема дворцово-паркового комплекса в селе Качановка
1. Административный корпус
2. Могила Героя Советского Союза М. А. Гарама
3. Дворец
4. "Интимный скверик"
5. Беседка М. И. Глинки
6. лодочная пристань
7. романтические руины
8. Зеленая беседка
9. Дуб А. П. Довженко
10. воздушный мостик
11. Дуб Н. В. Гоголя
12. Могила Г. Н. Честаховского
13. Поляна Т. Г. Шевченко
14. Горка "Любовь"
15. Горка "Верности"
16. Поляна "Звезды"
17. Георгиевская церковь
«...Хотелось бы мне, чтобы не упуская удобного времени и в Качановском хуторе, начатые вами перспективы, что от одной рощи к другой, ведены с правой стороны вплоть к березовой роще, а с левой стороны до дороги, что садовником назначена на полуостров...» - писал Румянцев-Задунайский весной 1777 г. В том же письме упоминается, что выписан садовник из Батурина. В 80-х гг. XVIII века дворец был уже построен. Архитектура его была во вкусе фельдмаршала, неоготическая. Планировка придворцового района была регулярной, дом окружал парк, в котором размещались малые архитектурные формы. К западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами, с восточной стороны был плодовый сад. Перестройка дворца была осуществлена, очевидно, после продажи усадьбы сыном фельдмаршала С.П. Румянцевым в 1808 г. Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне (Тарновской по первому браку). В 1824 г. ввиду их бездетности имение переходит к ее сыну от первого брака Г.С. Тарновскому. Таким образом, практически с 1808 г. начинается второй век Качановки - век XIX век Тарновских, владевших имением до 1898 г., и слава Качановки распространяется далеко за пределы Черниговщины.
А. М. Кунавин. Дворец Румянцева в Качановке. Конец XVIII века
«...На юге знаменита была Качановка, черниговское имение известного мецената помещика Тарновского», - напишет позднее Н. Врангель. В статье «Живописец Штернберг» В.В. Стасов писал: «...в 1837 г. камер-юнкер Г.С. Тарновский дал средства академисту В. Штернбергу писать с натуры в деревне своей Качановке и в Киеве, богатых необыкновенно живописными видами, величием и прелестями южной природы. Академия не может не засвидетельствовать ему своей признательности».
Парадный фасад дворца
Множество материалов позволяют судить о том, что Григорий Степанович уделял усадьбе большое внимание. Изменяется планировка придворцовой части, она становится более парадной; фруктовый сад отодвигается от дворца, появляется много парковых дорог и мостов в бывших лесных участках имения; расширяется Майорский пруд и на нем насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. Владелец переселяет крестьян подальше от пруда, чтобы крестьянские гуси и утки не плавали в пруду, который теперь украсили лебеди и коллекции водных растений. Аллея из ивы белой, заменившей прежние пирамидальные тополя, посаженная по западному берегу, частично сохранилась до второй половины XX в.
Восточный, парадный фасад.
В планировочных работах по парку мог принимать участие архитектор П.А. Дубровский, приглашенный П.Г. Галаганом для строительства дворца и парка в Сокиринцах, где работал с 1824 по 1830 г. В семейной переписке Тарновских упоминается также садовник Ф.Ф. Меринг, работавший над созданием парка в этот период. Именно тогда формировались наиболее эффектные композиционные узлы усадьбы и парка.
Еще при Румянцеве был построен павильон, получивший впоследствии название «Беседка Глинки», - на высоком холме, восьмигранный в плане со стрельчатыми окнами и дверями, с круглыми барельефными медальонами. Павильон возвышается на стилобате, который приподнят за счет платформы из насыпного грунта. Во времена Румянцева он назывался «грот и зала для гульбища над оным», затем входы в грот были заложены, а ныне - снова раскрыты. В зале исключительная акустика, поэтому здесь любил работать М.И. Глинка. Здесь впервые исполнялась увертюра к его опере «Руслан и Людмила». К румянцевским постройкам в парке относились и модные в XVIII в. «руины» - бутафорская крепость на манер «потешных» крепостей Петра I, и парковая беседка недалеко от дворца. Можно предположить, что к этому же периоду относится и великолепный регулярный боулингрин у дворца, с фонтаном в центре, обсаженный по периметру шпалерой из стриженого граба. С 1824 г. наступает тот замечательный период в жизни Качановки, когда на протяжении добрых 70-80 лет она притягивала к себе внимание многих деятелей искусства, литературы и культуры. Их общение между собой и с хозяевами гостеприимного дома не прошло бесследно для художественной культуры своего времени. Здесь среди прекрасной украинской природы, вдали от официальных художественных кругов в свободной и непринужденной обстановке встречались деятели украинской и русской культуры, естественно и органично происходило взаимопроникновение идей и мнений.
Комплекс зданий качановской усадьбы со стороны главного фасада дворца
«...Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся саде прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение. Но осмотрясь, удивление уменьшалось: дом был как будто не окончен, дорожки в саду не доделаны. Был у владельца оркестр, и не дурной оркестр, но не полный и духовые инструменты не все исправны... Одним словом все обличало излишнюю расчетливость бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом». Такой увидел Качановку М.И.Глинка, когда в 1836 г. предпринял поездку в Украину. «Хозяин принял нас радушно и отвел мне с помощниками пристанище в оранжерее, которая примыкала к дому». Здесь Глинка отдыхал насколько раз в течение лета и встретился с художником В.И. Штернбергом, оставившим бесценные графические листы и небольшие картины со сценками из жизни Качановки и ее пейзажами, украинским поэтом В.Н. Забелой, своим товарищем по пансиону - историком и этнографом Н.А. Марковичем, певцом и будущим композитором Гулаком-Артемовским.
А. Волосков. За чайным столом. 1851
Г.С. Тарновский принимал гостей радушно, развлекал их прогулками, катаньем, иллюминациями и танцами. Дом бездетных хозяев был населен многочисленными племянницами и племянниками со стороны Григория Степановича и Анны Дмитриевны. На картине В.И. Штернберга хорошо видна лодочная пристань у придворцовой парковой поляны. К ней причаливали прогулочные лодки. Отсюда начиналось катанье по пруду с заездом для отдыха на острова.
Василий Штернберг. Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке. 1837
Т.Г. Шевченко, посетивший Качановку во время своего первого путешествия по Украине в 1843 г., тонко подметил всю противоречивость качановской среды и ее подлинную атмосферу, и позднее в 1854 г. дал ей бескомпромиссную оценку в своей повести «Музыкант». Более дружеские отношения у Шевченко сложились с племянником Григория Степановича В.В. Тарновским-старшим, которого поэт посетил в 1845 г. в его усадьбе Потоки.
Григорий Степанович и его супруга умерли в 1853 г., в один день. С этого времени начинается новый этап в жизни усадьбы. Еще при жизни дяди В.В. Тарновский-старший, унаследовавший имение, занимался дядиным хозяйством, готовил его к реформе, способствовал переводу на более передовой хозяйственный уклад. После реформы имение сохранило достаточно земли. Лишившись даровой рабочей силы Тарновские за счет наемного труда продолжали успешно вести хозяйство, и владения их увеличивались. Судя по архивным данным хозяйство парка летом обслуживало около 400 человек, и большинство жителей окрестных сел и хуторов работали на строительстве парка и по уходу за ним. Сам Василий Васильевич-старший парком не занимался, в сфере его деятельности была земская управа, быт крестьян, крестьянский вопрос, но его сын В,В. Тарновский-младший еще при жизни отца уделял большое внимание развитию парка. И когда после ссылки, в 1859 г. Шевченко приехал в Качановку и пришел в парк с сыном хозяина, он не мог скрыть своего восхищения живописностью открывавшихся перед ним видов. Тогда же он по просьбе молодого друга посадил дубок и пожелал: «Дай Боже, щоб нам довелось коли-небудь посидіти в тіні його гілля».
Итак, хозяевами Качановки стало новое поколение дворян, людей образованных, культурных, с передовыми взглядами. Василий Васильевич-старший учился в Нежинском лицее с Гоголем, с которым дружил; затем окончил Московский университет, писал, занимался культурно-просветительской деятельностью, высоко ценил творчество Шевченко и переписывался с ним. По словам Н.В. Гоголя, это был мечтательный и самоотверженный человек, добрый и свежий чувствами, для которого не существовало ни чинов, ни повышений, ни честолюбия.
Сын его - Василий Васильевич-младший - учился в Москве и Петербурге, окончил Киевский университет. Познакомившись с Шевченко еще мальчиком, до ссылки поэта, он стал его поклонником на всю жизнь, переписывался с ним, покупал его рисунки, собирал рукописи, автографы, офорты.
Фотография кабинета-музея В. В. Тарновского-младшего. Хозяин с саблей Мазепы в руках
Со времени В.В. Тарновского-младшего начинается следующий этап культурной жизни Качановской усадьбы. В эти годы Качановку посещали писатели П. Кулиш, М. Вовчок, художники-братья К. и В. Маковские, Л. Жемчужников, Г. Честаховский, историки Н. Костомаров, Д. Дворницкий, М. Горленко.
В 1880 г. в Качановку с молодым В. Серовым приезжал И.Е. Репин. Здесь он работал над своей картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Поскольку коллекция разрасталась, Тарновский-младший начал строить каменицу для «тех книг и всякой старовины»г очевидно в районе «Руин». Для забав детей среди зелени парка была выстроена беленькая украинская хатка с соломенной крышей, с характерными перелазами через плетень, огородом и полной обстановкой - «хата-порада». Мосты над «глубокими» дорогами, легкие беседки в отдаленных частях парка, пандусы в местах с крутым рельефом - все было предусмотрено в парке для чудесных прогулок и отдыха.
Вид на пруд
В.В. Тарновский-младший занимался парком почти сорок лет, поэтому парковые композиции производили впечатление полного единства замысла и воплощения. Он бережно относился к старым деревьям и, как многие помещики того времени, под влиянием И.М. Скоропадского, увлекся акклиматизацией - ввел в парковые композиции такие новые виды хвойных деревьев как сосны крымская, веймутова и черная, сосна кедровая или кедр сибирский. Большие сенокосные поляны опоясывались дорогами по краю и засаживались группами декоративных кустарников или плодовых деревьев. Им были задуманы торжественные «венки» из темных елей по дороге к могиле Г.Н. Честаховского, посадки пирамидального тополя заменили свободными композициями из хвойных.
Учителем рисования у детей был один из лучших иллюстраторов Н.В. Гоголя художник А.А. Агин. Он умер и похоронен в Качановке.
Очевидно, не без влияния Тростянецкого парка И.М. Скоропадского была создана и «Швейцария» с холмами и узкими дорожками, имитировавшими горные тропы.
В парке было множество прекрасной парковой мебели - чугунные кресла и скамьи, столы на чугунных основаниях с мраморными и железными столешницами, мебель деревянная на чугунных ножках, а также дерновые скамьи-сиделки и складные немецкие стулья.
Большая протяженность дорог, извилистых и расположенных в нескольких уровнях, при перепадах рельефа до 45 м создавала в парке совершенно фантастическое впечатление лабиринта, и контрасте с ним раскрывались изумительные перспективы на пруды и живописные дали - виды на окрестности.
Итак, Качановка снова заполняется гостями. К.Е. Маковский пишет там ряд портретов. Путешествуя по местам, где когда-то была Запорожская сечь, провел здесь лето И.Е. Репин с молодым своим учеником Валентином Серовым. Богатая коллекция малороссийских древностей, возможность сделать зарисовки народных типов, наконец, сам владелец Качановки, обладавший колоритной внешностью и носивший живописные костюмы, послужили Репину прекрасным материалом в подготовке задуманной им картины «Запорожцы». Там же художник написал два этюда с видами парка.
И. Репин. Аллея в парке. Качановка. 1880 году
В усадьбе была благоприятная атмосфера для творческой деятельности и общения: интимность и непринужденность обстановки, высокий художественный уровень среды, который стимулировал и художественное творчество. Беседки, скульптура, мебель, малые садовые формы, зимний сад, многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства, бронза, хрусталь, картинная галерея с портретами украинских полководцев и общественных деятелей разных времен и даже по моде конца века - гостиные и кабинеты в «русском стиле» - все это создавало активную архитектурно-художественную среду, которая дополняла среду парковую с ее высокохудожественными пейзажами.
Плафон с росписью начала XIX века
Осенью 1898 г. Тарновские простились с Качановкой. Имущество вслед за бывшими хозяевами вывозилось на многочисленных подводах: Качановка была продана, потому что наступал век более богатых, деловых и энергичных людей, век капиталистов и промышленников, которым было под силу владеть таким обширным имением. Так начинался третий, XX век Качановки, полный драматизма и неопределенности.
Cахарный завод в соседней Парафиевке.
Усадьба была куплена П.И. Харитоненко для дочери Елены Павловны. Именно в этот период дворец и другие строения усадьбы приобрели современный вид. Богаче становится декор фасадов, подвергается изменению планировка флигелей. Флигели и башня отделываются в том же стиле, что и центральная часть дворца. Устраиваются пилоны при въезде и аналогичные пилоны, замыкающие чугунную ограду у церкви. В придворцовой части парка устанавливаются скульптуры. На одной из полян разместился кегельбан, гигантские шаги, крокетная площадка.
П.И. Харитоненко купил усадьбу в образцовом порядке. Специфика хозяйства была в том, что оно все было подчинено нуждам парка. При Харитоненко велось оно по передовому - была телефонная сеть на 10 аппаратов; имелась каменная крытая железом и под стеклянными рамами оранжерея с тремя отделениями для растений, двумя коридорами и чердачным помещением; две каменные теплицы; до наших дней сохранился дом-квартира садовника, двухэтажный каменный, ранее крытый черепицей. Продолжались работы в парке. В районе «Швейцарии» установили две беседки, а на «Хвойной горке» в легкой деревянной беседке-вольере поселились певчие птицы. Началось строительство еще одного паркового моста. Но основные работы были связаны с перестройкой и благоустройством дворца и его многочисленных помещений. По данным Т. Каждан, эти работы проводились архитектором Шольцем, а в 1912-1913 гг. в Качановке работал известный петербуржский архитектор А. Белогруд. Характер благоустройства придворцовой территории меняется в соответствии с духом времени - эпохой мо- дерна. В 1916 г. Качановку посетил замечательный художник М.В. Добужинский. По приглашению П.И. Харитоненко Добужинский работал в его харьковском имении Наталиевке и после этого 1915-1916 гг. получил заказ на роспись интерьеров и проект убранства в Качановке. Там он написал две парковые работы. Место нахождение одной из них «Колоннада в Качановке» (акварель) неизвестно, другая же - «Сфинксы в Качановке» - находится в Музее русского искусства в Киеве.
Страшное время началось для усадьбы после революции. Собрание мраморных и каменных статуй и бюстов «сильнейшим образом пострадало», как сообщалось в докладной инспектора Губнаробраза от 27.12.1922 г. «Древние развалины особой архитектур находящиеся под горой, разбираются на кирпич местными жителями. Беседка, в которой работал знаменитый композитор Глинка тоже растаскивается... Ныне охраны нет». Не было ее еще очень долго... Основная часть парка находилась в ведении лесхоззага, в нем велось обычное лесное хозяйство с заготовкой древесины. Парк зарастал самосевом, терялись композиционные акценты, исчезали лучшие парковые перспективы.
С 1984 г. Качановка получила статус Государственного историко-культурного заповедника, была разработана проектная документация на реставрацию дворца и восстановление парка. В настоящее время реставрационные работы продолжаются привлечением зарубежных инвестиций. Хочется надеяться, что третий век Качановки закончится полной реставрацией уникальной усадьбы и показом богатых музейных фондов, хранящихся в запасниках историко-культурного заповедника.
Автор И. Д. Родичкин, профессор, доктор архитектуры
Источники:
Гильдия ландшафтных архитекторов УкраиныВикипедия