Дом Мурашко: картина "маслом" на пороге

May 20, 2015 15:26

20 мая 1844 года (8-го по ст. ст.) в Глухове родился Николай Иванович Мурашко...

Оригинал взят у mik_kiev в Дом Мурашко: картина "маслом" на пороге

Во второй половине XIX века с Киевом была тесно связана судьба многих выдающихся живописцев. Свой "киевский период" имели корифеи русского искусства Николай Ге, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров... Но среди художников-украинцев, связанных с Киевом, долгое время не было возможности назвать хотя бы одно имя, прогремевшее на крупнейших международных вернисажах. Так продолжалось до тех пор, пока в 1900-е годы европейцы не узнали творчество киевлянина Александра Мурашко. Он, по выражению искусствоведов, первым ввел украинское искусство в контекст мирового художественного процесса.

Казалось бы, Киев должен чтить память о великом художнике. Это тем легче было делать, что мемориальная усадьба, где в свое время жил и работал Мурашко, сохранилась до нашего времени.



Вот и давайте выясним, какого признания удостоился покойный классик европейского искусства.

Но для начала - несколько биографических штрихов.

26 августа (7 сентября) 1875 года в Киеве у дочери священника Марии Крачковской родился сын, которого назвали Александром. Официального мужа у Марии не было. Она пыталась скрыть плод своего "грехопадения", но ее брат оказался выше предрассудков и забрал дитя к себе на воспитание. Мальчик рос на Черниговщине под именем Саши Крачковского и уже в детстве со всей страстью увлекся рисованием.

На девятом году, однако, в его жизни настала новая полоса: мать вышла замуж за иконописца, владельца мастерской Александра Ивановича Мурашко.



А.И. и М.И.Мурашко.

Со временем иконописец Мурашко официально усыновил юного Сашу и дал ему свою фамилию. Впрочем, судя по воспоминаниям художника Николая Прахова (приходившемуся Александру Александровичу свояком) иконописец и был родным отцом мальчика, который в конечном счете усыновил собственного ребенка. Как бы то ни было, у Саши появилась полная семья. Нельзя, правда, сказать, что он был там намного счастливее. Александр-старший решил по-своему воспользоваться художественным даром сына и стал приучать его к иконописному делу. Но у Саши были свои предпочтения в искусстве. Коса нашла на камень, и юноша ушел из дома.



Александр Мурашко в юности

К счастью, нашлись люди, небезразличные к его судьбе и к его таланту. Во-первых, брат его отца Николай Мурашко - известный художник и еще более известный педагог, создатель Рисовальной школы в Киеве. Он быстро распознал исключительное дарование племянника и охотно занимался с ним.



Мурашко - дядя и племянник. Фото начала ХХ в.

Во-вторых, Александром заинтересовался хороший знакомый Николая Мурашко - профессор Адриан Прахов. К нему прислушивался и сам иконописец Мурашко - хотя бы уже потому, что Прахов руководил оформлением Владимирского собора, а иконописная мастерская Мурашко получала от него заказы и заработала на соборе значительную сумму. В конечном счете, под нажимом брата и босса упорство Александра Ивановича было сломано. Он примирился с сыном, а в 1894 году юноша отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Учеба прошла успешно. Учителем Александра Александровича стал Илья Репин. По окончании академического курса Мурашко участвовал в конкурсе лучших выпускников и подготовил программное полотно "Похороны кошевого" на тему из украинской истории. Его удостоили высшей награды - длительной поездки за границу на казенный счет.



Академический диплом А.А.Мурашко. 1900

Трехлетняя стажировка в Париже и Мюнхене помогла Александру включиться в ритм европейского художественного процесса. Овладев всеми премудростями ремесла, он вернулся в Россию, некоторое время жил в Петербурге, - а в 1907-м перебрался в родной Киев.

То был приезд настоящего лидера в области искусства. К концу 1900-х годов Александр Мурашко завоевал признание в Европе и в мире. Его работы получали награды и высокие оценки критики на выставках в Мюнхене, Берлине, Вене, Париже, Венеции, Амстердаме. Их приобретали зарубежные музеи и частные собиратели.

Вот несколько известных произведений художника. Из них видно, как проходила творческая эволюция Мурашко, как стремительно он освоил опыт художественных течений различных периодов - импрессионистов, постимпрессионистов, символистов... В совершенстве научившись лепить форму цветом, он выработал неповторимый южный колорит, близкий и знакомый украинцам. В области портрета сумел избежать банальной салонности, показал себя зорким психологом...



Портрет художника Николая Петрова. 1897-1898



Девушка в красной шляпе. 1902-1903



У кафе. 1903



Девочка с собакой. 1903-1904



Портрет Адриана Прахова. 1904



Благовещение. 1909



Прачка. 1911



Портрет архитектора Георгия Шлейфера. 1911



Женщина в черном. 1917



Автопортрет. 1917

А теперь пора рассказать о том, где поселился в Киеве этот замечательный мастер.

Покуда он еще учился в Петербурге, его отец в декабре 1895 года приобрел усадьбу, по сути, в самом центре города - на улице Малой Житомирской, 14. На то время по фронту участка стоял один сравнительно небольшой дом.



Фото из "Свода памятников", том "Киев", ч.2

Он был построен еще в 1858 году, вскоре после того, как участок приобрели чиновник Флорентий и его жена Ольга Бровинские. Проект дома не выявлен, но в архиве сохранился план участка Бровинских на 1858-й:



Здесь на первом плане показана под литерой А "предпол. постройка каменного одноэтажного №1 дому". По строгим нормативам времен классицизма полагалось строить обывательские дома либо на три проема по фронту ("дом №3"), либо на пять ("дом №2"), либо на семь ("дом №1"). В данном случае на фасаде оказались шесть оконных проемов и справа - седьмой дверной. Окна, в духе позднеклассической архитектуры, получили упрощенное пунктирное обрамление из выступающих торцов кирпичей. Кроме жилого этажа, имелся подвальный. Позади жилого дома у тыльной границы участка был по плану предусмотрен навес, справа - двухэтажный каменный флигель (в натуре не осуществлен) и каменные службы.

В ноябре 1872 году дом и усадьба были приобретены на имя потомственного почетного гражданина Петра Барского (Григорович-Барского). Правда, сам новый владелец был в то время признан душевнобольным, а его имуществом распоряжались опекуны - жена София, сыновья Федор и Константин. В доме находилась квартира домовладельцев; службы представляли собой жилье для прислуги, конюшни и сараи.

При Барских дом отчасти реконструировали со двора. В 1875 году была сделана каменная двухэтажная пристройка для удобства планировки (проект коллежского советника Агеева):



Вот как она выглядит теперь:



На этом же фото видно, что со двора старинный дом имеет два этажа и подвал. Надворная мансарда была надстроена, насколько известно, в последней четверти XIX века.

После того, как дом перешел в руки иконописца Мурашко (возможно, покупка была сделана на доходы с участия в оформлении Владимирского собора), новый владелец перебрался в мансардный этаж, а основной этаж и лавка в подвале были сданы в аренду. В 1898 году в усадьбе началось строительство нового каменного флигеля у правой границы - трехэтажного с мансардой (фактически четырехэтажного; архитектор Николай Вишневский); работы были завершены в 1899 или 1900 году.



Фото из "Свода памятников", том "Киев", ч.2

Новостройка заполнила весь фронт усадьбы по Малой Житомирской. Она поглотила дверной проем старого дома, заменив его собственной дверью. Сперва флигель был выстроен на половину глубины двора, но позже, к 1910 году, его продлили до тыльной границы (при этом снесли старые службы и устроили новые, в тылу слева, которые сохранились в перестроенном виде). Во двор вела подворотня, довольно остроумно изогнутая в плане.



Планы флигеля на 1910 г.



После заселения флигеля иконописец Мурашко продолжал жить в верхнем этаже старого дома, а шесть комнат во флигеле он отвел под свою мастерскую.



Именно сюда, в отцовскую усадьбу, вернулся в 1907 году Александр Александрович Мурашко. Поначалу он тоже жил в старом доме. Но вот в мае 1910-го Мурашко-старший скончался. Участок с домами унаследовал сын. Вскоре после этого он передал иконописную мастерскую давнему сотруднику отца художнику Мозговому. Мастерская заняла семь комнат в 1-м этаже флигеля. Сам же Мурашко перебрался в пятикомнатную квартиру в верхнем этаже того же флигеля.



Ведомость помещений в усадьбе А.А.Мурашко на октябрь 1910 г., подписанная художником. Позиция 6 в левой колонке - "Квартира хоз. дома 5 к. 4 эт."

Из приведенного выше плана помещений флигеля нетрудно убедиться, что пятикомнатная квартира находилась со стороны лицевого фасада здания.



Верхние окна - бывшая квартира Мурашко.

Здесь же художник устроил просторную мастерскую. В архиве Национального художественного музея сохранились ее фотоснимки.



А.А.Мурашко в своей мастерской. Фото 1911 г.

В то время художник занимался не только творчеством, но и преподаванием. С 1909 года он был сотрудником Киевского художественного училища (нынешняя ул. Воровского, 2), где обучалось много талантливой молодежи. В классе Мурашко занимались, к примеру, Исаак Рабинович, Карп Трохименко, Нисон Шифрин. Но в 1912-м Александр Александрович уволился из училища. Вероятно, он не нашел общий язык с и.о. директора художником Иваном Селезневым, сменившим более либерального предшественника - умершего в 1911 году архитектора Владимира Николаева.

Однако уже в 1913 году Мурашко с разрешения властей открыл собственную художественную школу-студию. Она была размещена в необычном месте - на верхнем этаже громадного "небоскреба Гинзбурга", стоявшего по Институтской, 16-18 (не сохранился).



"Небоскреб Гинзбурга" - на втором плане (с открытки 1910-х гг.)

Можно спросить: почему же художник использовал именно это помещение? Не проще ли было устроить студию в собственном доме? Но дело в том. что Мурашко уже решил избавиться от хлопотных обязанностей владельца доходной недвижимости. В марте 1914 года он продал усадьбу по Малой Житомирской, 14 новому хозяину Константину Котляревскому. А сам обзавелся небольшим уютным домом на живописной Лукьяновке по Багговутовской, 25.



Дом А.А.Мурашко по Багговутовской, 25 (не сохранился; место впоследствии отошло под кабельный завод)

Здесь он жил со своей женой Маргаритой - дочерью киевского нотариуса Августа Крюгера. В семье нотариуса страстно увлекались искусством; еще одна его дочь вышла замуж за художника Николая Прахова.



Портрет Маргариты Мурашко кисти ее мужа, 1909

В 1917 году Александр Мурашко активно включился в деятельность по созданию в Украине Академии художеств. Он участвовал во встрече художников (вместе с Нарбутом, братьями Кричевскими, Бойчуком, Маневичем, Бурачеком), посвященной открытию Академии в ноябре 1917-го во время вернисажа в стенах Педагогического музея. На встрече присутствовали председатель Центральной Рады Михаил Грушевский и генеральный секретарь просвещения Иван Стешенко.



Преподаватели будущей "Академії мистецтв" и деятели УЦР. Второй слева - А.А.Мурашко, в центре - М.С.Грушевский.

Этой же встрече посвящена мемориальная доска на стене нынешней Художественной академии.



Правда, тогдашняя Академия действовала не на Вознесенском спуске, а на Ярославовом Валу, 40, и то недолго. Разразилась гражданская война, власти менялись одна за другой. Однако значение Мурашко в художественной жизни Украины понимали при всех властях, в том числе и при большевиках. В 1919 году в советском Киеве ему поручили руководить отделом Всеукраинского издательства. Он добросовестно исполнял свои обязанности. Но... 14 июня 1919 года, возвращаясь ночью домой из гостей, художник был задержан вооруженными людьми. Его повели якобы "для выяснения личности" - и застрелили. Подробности трагедии потом пересказывали по-разному (свидетельницей задержания была его жена, которую не тронули). Так же по-разному истолковывали это убийство: то ли как акт ночного бандитизма, то ли как "месть контрреволюционеров" за службу советам, то ли, наоборот, как совершенную по ошибке акцию чекистов. Как бы то ни было, Александра Мурашко с почетом похоронили на Лукьяновском кладбище.



Могила художника с надгробной плитой и недавно установленным памятником

А бывшая усадьба Мурашко на Малой Житомирской, национализированная новой властью, благополучно пережила годы войн и разрухи.



Вид усадьбы в 1930-е годы

На доме по Малой Житомирской, 14 (в то время - ул.Постышева) в 1966 году была открыта мемориальная доска в честь А.А.Мурашко (скульпторы П.Ф.Остапенко и П.Ф.Кальницкий).



Но эту доску уже несколько лет мы не видим...



Место, где была памятная доска

И сам комплекс долгое время стоит пустой, а состояние его постепенно ухудшается.



Фото 2006 г.



Фото 2011 г.

Недавно мы с журналисткой радио "Свобода" снимали здесь сюжет для мультимедиа.

Я заглянул со двора в старинный полуторавековый дом, где когда-то жил великий художник Мурашко.

Вот какая картина "маслом" предстала моему зрению (и обонянию)... Прошу прощения за натурализм.



А ведь дом этот, между прочим, имеет статус памятника и охраняется государством!



Чиновники-памятникоохранители исправно получают зарплату. Но ведь, по закону, они давно должны были заключить с владельцем охранный договор, требовать от него приведения памятника в достойное состояние. А при невыполнении - поставить вопрос о принудительном отчуждении, с приоритетным приобретением государством. После столь длительного разрушения не так уж сложно обосновать выкуп этой недвижимости по скромной цене. Напрашивается мысль о том, чтобы устроить в домах усадьбы Мурашко филиал Национального художественного музея (до которого отсюда 10 минут ходу), немного разгрузить его, помочь более широко экспонировать и рекламировать художественное достояние Украины.

Но картина "маслом" не меняется. В сюжете радио "Свобода" можно только убедиться, что один чиновник (Вечерский) кивает на другого чиновника (Кухаренко или кто там сейчас на его месте).

http://www.radiosvoboda.org/video/15153.html

В общем, символическое зрелище. "Культурные посетители" дома Мурашко гадят на пороге, чиновники-бюрократы срут нам в душу. А мемориальные помещения художника европейского уровня продолжают разрушаться.

P.S. На saveoldkiev сообщают о сегодняшней акции в защиту комплекса на Малой Житомирской.

http://saveoldkyiv.org/event/713

Посмотрим, послушаем...

XX век, Киев, Украина, Фото, Арт, История, Постимпрессионизм

Previous post Next post
Up