К началу 20 века интерес к кабинетной и интерьерной скульптуре значительно снизился и появившийся в первые годы нового столетия 20 века стиль Ар Деко, является причиной возвращения интереса многих людей к кабинетной скульптуре. К концу 19 века кабинетная скульптура стала элитарным видом искусства, то есть была доступна небольшому количеству людей. Поэтому в более массовых кругах ценность бронзовых кабинетных скульптур как фактора искусства формирующего пространство интерьера была не высока.
Попытка заменить элитарные бронзовые скульптуры на те, которые из цинка и шпиатра, предпринятая некоторыми европейскими производителями, не привела возобновления интереса. Это было обусловлено более низкими эстетическими качествами, которыми обладали скульптуры, выполненные из этих материалов. Получить при помощи шпиатра или цинка отчетливость форм, проявленность деталей и выраженность движения, равную бронзовым композициям, производителям не удавалось. Поэтому такие скульптуры не пользовались популярностью.
Однако в начале 20 века во Франции, Германии и Австрии зарождается новое течение в интерьерной скульптуре, которое возвращает этому виду искусства былую славу. Именно скульптуры Ар Деко начинают снова цениться и становятся критерием эстетического вкуса владельцев. В период зарождения стиля, то есть в период расцвета (до 20 годов) все изделия Ар Деко выполняются как индивидуальные (к примеру, художники часто выполняли фигуры детей обладающие портретным сходством) и авторские работы.
Эпоха расцвета этого вида искусства подарила миру много великих творцов. Таких как Прейс, Боранье, Чипарус, Зак, Лоренц, Филипп, Алонсо, Гилберт, Лавров, Келети, Лакортье и других. Наиболее распространенными мотивами их произведений становятся женские фигуры. При этом если для немцев более характерным является изображение актрис, спортсменок (и тяжеловесных спортсменов), классических ню, то для французского направления Ар Деко наиболее свойственны изощренные и грациозные мотивы. Это полуобнаженные дамы, как бы парящие женщины в легких накидках и шарфах, курящие феминистки, амазонки и т.п. При этом для Ар Деко характерными являются и анималистичные мотивы (олени, пантеры, газели в момент напряжения или движения, фазаны, петухи, попугаи, певчие птицы), и обращение к персонажам Дель Арте.
Отличительной чертой стиля Ар Деко является хирэлефантинная техника, которая не только дает необыкновенное эстетическое наполнение скульптурам, но и является критерием, дающим возможность отличить ценные экземпляры от тиражных копий. Данная техника представляет собой сочетание бронзы и слоновой кости и появилась она благодаря Димитриусу Чипарусу и слоновой кости, которую в начале 20 века начали поставлять во Францию из Конго. Слоновой костью художники выделяют отдельные части скульптуры (чаще всего это лицо, кисти, стопы) точным образом подгоняя кость к бронзе. Детали из слоновой кости стали заменяться со временем (в 30е годы) промышленно изготавливаемым иворином, который не растрескивается в отличие от кости. При этом промышленные изделия имеют некачественные стыки, зазоры, промышленные швы и закругленные края ивориновых элементов, тогда как подлинные скульптуры имеют точно подогнанные к бронзе детали из слоновой кости.
Еще одной отличительной чертой Ар Деко является каменный пьедестал (чаще всего из мрамора, реже из оникса или бельгийского сланца), который возвышает фигуру, делает скульптуру воздушной и парящей. Неподлинные скульптуры имеют тяжеловесные пьедесталы (и не родные крепления к пьедесталу), на которых зачастую вы можете увидеть следы ржавчины, так как скульптуру пытались искусственно состарить (на настоящих скульптурах ржавчины нет). Помимо этого для внешнего покрытия, как правило, использовалась серебряная и золотая патина, сложные технологии крашения и чеканки, а изделия австрийских мастеров можно отличить по насыщенной зеленой патине, которую они предпочитали использовать.
Источники -
russian-antique.net и
www.liveinternet.ru