1878 (доработана в 1901)
Холст, масло. 81×163 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
fotki.comКликабельно - 2 655px × 1 300px
«Вечер на Украине» - картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842-1910), написанная в 1878 году (и частично переработанная в 1901 году). Картина является частью собрания Государственного Русского музея (инв. Ж-4190).
Картина «Вечер на Украине» (под названием «Вечер») была впервые показана в 1878 году на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с другой картиной художника - «Лес».
В 1901 году, после 20 лет молчания, на закрытом вечере, куда были приглашены только самые близкие люди, Куинджи презентовал несколько новых работ, среди которых было произведение «Вечер на Украине».
К слову, это полотно нельзя было назвать совершенно новым - ещё в 1878 году живописец представил его на Шестой выставке художников-передвижников под названием «Вечер» в паре с картиной «Лес». Однако выставлял в 1901 году автор уже переработанный вариант с расширенным названием.
«Вечер на Украине» все критики и поклонники творчества Архипа Куинджи любят сравнивать с более ранней работой - «Украинская ночь». Стилистически, композиционно и эмоционально эти две картины решены в одном ключе, хотя и разделяют их годы, и даже десятилетия (если брать в расчёт именно последнюю версию картины).
Архип Куинджи. Украинская ночь, 1876
Холст, масло. 79 × 162 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Википедия,
Викисклад В работе нашли отражение и Куинджи-романтик, и Куинджи-реалист. Романтизм проявляется в необычайной поэтизации простого, банального сюжета, а достоверность отображения, тщательность к деталям - это уже признаки реалистичной живописи. Композиционное построение работы захватывает внимание зрителя и уводит его взгляд вглубь картины. На переднем плане мы видим два дома, а дорожки и неровный ландшафт, который приоткрывает нам крыши других домов, заставляет пристально всматриваться в каждый элемент полотна.
Декоративность, свойственная кисти Куинджи, доведена здесь до предела. Совершенно изумительное закатное небо с плавными переливами белого, голубоватого и, конечно, розового. Свет неба отображается в белёных стенах украинских хат. Отсутствие людей и какой-либо живности вкупе с этим магическим светом придаёт картине какую-то зачарованную неподвижность, предзакатное оцепенение.
Однако ухоженные дома с ровными крышами из сена, да вытоптанные дорожки, говорят нам о том, что на этом хуторе кипит жизнь. Домишки-мазанки с блестящими белыми боками окружены деревьями с густыми кронами - предзакатный час сделал их тёмно-зелёными, почти чёрными.
Несмотря на закрытость экспозиционного вечера, слухи о том, что Куинджи показал 4 новые картины после долгих лет молчания, упорно ползли по городу. Восхищённые и удивлённые возгласы присутствующих только подливали масло в огонь общественного интереса - ещё бы, оказывается мастер не исписался, а все эти годы упорно работал. Однако возникший интерес к творчеству Куинджи не стал импульсом для него выйти из тени. После этого мини-показа художник снова замолчал и на этот раз до самой своей смерти.
Отзывы
Искусствовед Владимир Петров писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:
«Чуждый «игривости», он сгущает и обобщает тона, интенсифицирует «светосилу» своих работ, используя колористические и технологические новации во имя «подключения» зрителя к действительной жизни света. Очень наглядно воплотились подобные стремления Куинджи и в картине «Вечер на Украине» (1878, частично переписана в 1901, ГРМ), в которой художник запечатлел ярко освещенные малиновым светом заката белые хаты и вишневые сады на склоне живописного холма.»
В статье о творчестве Архипа Куинджи искусствовед Виталий Манин отмечал:
«Вечер на Украине» едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Цвет сообщает изображению зачарованную недвижность, необычайный покой - будто неземного свойства. Декоративизм Куинджи проявился здесь обнаженно. Чтобы акцентировать эффект яркого освещения и истомленного замирания воздушной атмосферы, художник отбросил деталировку, которая в методе Шишкина, противоположном методу Куинджи, стала бы ключом к выявлению существа темы. Купы деревьев обобщены в тяжелые массы. Цвет так сгущен, что кажется темновидной тягучей массой.»
Источники -
Википедия и
Музеи мира