Карло Кривелли - итальянский художник. Родился в Венеции в 1430 или 1435 году. Умер в 1495 в Асколи-Пичено.
Происходил из семьи художников. Учился в Венеции и Падуе. Большую часть жизни провёл в Марке, Асколи-Пичено и в Далмации. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение - его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus).
Сын венецианского художника, работы которого ныне не известны, Якопо Кривелли, жившего в приходе Святого Моисея. В 1444 году в документах есть упоминание о младшем брате Карло Витторио. Дата рождения Карло неизвестна. В 1457 году он достиг совершеннолетия, так как был осуждён в Венеции за прелюбодеяние, совершённое с Тарсией, женой моряка Франческо Кортезе, на полугодовое тюремное заключение и денежный штраф.
Altar aus dem Dom von Camerino, Madonna della Candeletta, Detail
Документально подтверждённых данных об обучении Кривелли нет. Но, основываясь на его первой подписной работе, предполагают знакомство художника с современной падуанской школой, прежде всего Скварчоне, и влияние идей Ренессанса, с которыми Венецию познакомили Липпи и Донателло. Возможно, что Карло был учеником Антонио Виварини, Джованни д' Алеманьа и Бартоломео Виварини.
Два нотариальных акта (от 23 июня 1463 г. и 11 сентября 1465 г.) упоминают художника Кривелли - гражданина далматинского города Дзары. Вместе с ним там жил и работал брат Витторио.
В 1468 году переехал в Марки и работал там до своей смерти.
Автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Для произведений Кривелли характерны сложная символика, перенасыщенность композиции тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма.
Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жесткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов.
Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в XIX веке во многом благодаря двум итальянским исследователям, аббату Ланци (Abbot Lanzi) и Амико Риччи (Amico Ricci)[2]. Большая коллекция его работ находится в Национальной галерее Лондона. В России работы Кривелли отсутствуют.
Невозможно составить себе полное представление об итальянской живописи XV века без такого живописца, как Кривелли. Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времён и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными. (Бернард Беренсон. «История венецианской живописи»).
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом - яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.
Витторио Кривелли (умер в 1501, или 1502) был, вероятно его братом.
Источник -
Википедия Altarpolyptychon von San Francesco in Montefiore dell' Aso, Tafel - Hl Katharina von Alexandrien, Detail
Altarpolyptychon von San Francesco in Montefiore dell' Aso, Aufsatztafel der Haupttafel - Engelpieta
Altartafel aus San Silvestro in Massa Fermana, Detail
Altarpolyptychon von San Francesco in Montefiore dell' Aso, Tafel - Hl Maria Magdalena, Detail
Altar von San Domenico in Ascoli, Aufsatztafel - Hl Thomas von Aquin
Altartriptychon, Hl Berhardin von Siena, Hl Nikodemus
Altartriptychon, linker Aufsatz - Verkundigungsengel
Altartriptychon, rechte Predellatafel - Hl Antonius Abbate, Hl Hieronymus, Hl Andreas
Altartriptychon, rechter Aufsatz - Jungfrau der Verkundigung
Altar aus dem Dom von Camerino, Szene - Kreuzigung, Detail - Weinender Hl Johannes
Altarpolyptychon von San Francesco in Montefiore dell' Aso, Aufsatztafel - Hl Franziskus
Altarpolyptychon des Hl Petrus Martyrer,, Szene - Hl Hieronymus
Altartafel aus San Silvestro in Massa Fermana, Detail
Hl Franz von Assisi fangt das Blut Christi aus den Wundmalen auf
Hl Maria Magdalena
Altar von San Domenico in Ascoli
Anbetung der Hirten
Die Ubergabe des Schlussels
Hauptaltar des Domes von Ascoli, Beweinung Christi
Hauptaltar des Domes von Ascoli, Hl Johannes der Taufer
Hauptaltar des Domes von Ascoli, Thronende Madonna
Madonna, Fragment eines Altares aus der Chiesa degli Osservanti in Macerata
Maria Verkundigung mit dem Emygdius von Ascoli Piceno, Detail-3
Maria Verkundigung mit dem Emygdius von Ascoli Piceno
Marienkronung, Detail - Hl Venantius
'Saint George', tempera on wood painting by Carlo Crivelli, c 1472, Metropolitan Museum of Art
St Francis of Assisi
Полностью
fotki.com