Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.
Пионер-трубач 1930
В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» - течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.
Летний день 1929
Кроме того, в конце десятых - начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован - правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.
Шуховская башня.1929
Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику - первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.
Портрет матери 1924
С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии - портрету и репортажу - однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
Владимир Маяковский 1924
Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа - именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки - художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму - неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».
Дом Моссельпрома 1932
Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий - снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения - закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.
Актриса Юлия Солнцева 1930
Варвара Степанова 1924
Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929
Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924
За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933
Аппарат для проекции звездного неба 1929
Прыжок в воду 1932
Поэт Николай Асеев 1927
Маневры Красной Армии 1924
Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ
Сухарева башня 1928
Пионерка 1930
Метательница диска 1937
Памятник Пушкину 1930
Николай Асеев в мастерской Родченко 1924
Владимир Маяковский 1924
Владимир Маяковский 1924
Актриса Юлия Солнцева 1930
Железнодорожный мост 1926
Владимир Маяковский 1924
Владимир Маяковский . 1924
Футбол 1937
Газетный киоск 1929
Бокал из серии Стекло и свет 1928
Рабочий 1929 - завод АМО
Планетарий 1932
Радиослушатель. Репортаж. 1929
Прыжок в воду 1932
Рено Маяковского 1929
Санитарка 1930
Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935
Режиссер Александр Довженко 1930
Сбор на демонстрацию 1928
Сбор на демонстрацию 1928
Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928
Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928
Пешеходы 1928
Кинорежиссер Лев Кулешов 1927
Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925
Дорогу женщине 1934
Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929
Сергей Третьяков 1928
Купание в тазу 1937
Краснофлотцы на военном параде 1937
Лесопильный завод Вахтан 1930
Мороженщик на пляже 1926
Иллюминация 7 ноября 1925
Писательница Эльза Триоле - сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона 1924
Планетарий. Архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский 1932
Маневры Красной Армии 1924
Маневры Красной Армии 1924
Женщина с коляской 1928
Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924
Москва-река 1926
Мачты линии электропередач 1926
Пионер 1930
Колбы на конвейере 1929 Электрозавод
Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924
Сосны. Пушкино 1927
Кинорежиссер Эсфирь Шуб 1924
Поэт Семен Кирсанов 1930
Белый лебедь 1940
Источник
http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post182141217/