Жизнь и фототворчество Александра Родченко

Sep 03, 2011 11:27


Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.



Пионер-трубач 1930


В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» - течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.



Летний день 1929

Кроме того, в конце десятых - начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован - правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.



Шуховская башня.1929

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику - первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.



Портрет матери 1924

С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии - портрету и репортажу - однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.



Владимир Маяковский 1924

Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа - именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки - художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму - неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».



Дом Моссельпрома 1932

Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий - снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения - закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.



Актриса Юлия Солнцева 1930



Варвара Степанова 1924



Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929



Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924



За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933



Аппарат для проекции звездного неба 1929



Прыжок в воду 1932



Поэт Николай Асеев 1927



Маневры Красной Армии 1924



Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ



Сухарева башня 1928



Пионерка 1930



Метательница диска 1937



Памятник Пушкину 1930



Николай Асеев в мастерской Родченко 1924



Владимир Маяковский 1924



Владимир Маяковский 1924



Актриса Юлия Солнцева 1930



Железнодорожный мост 1926



Владимир Маяковский 1924



Владимир Маяковский . 1924



Футбол 1937



Газетный киоск 1929



Бокал из серии Стекло и свет 1928



Рабочий 1929 - завод АМО



Планетарий 1932



Радиослушатель. Репортаж. 1929



Прыжок в воду 1932



Рено Маяковского 1929



Санитарка 1930



Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935



Режиссер Александр Довженко 1930



Сбор на демонстрацию 1928



Сбор на демонстрацию 1928



Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928



Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928



Пешеходы 1928



Кинорежиссер Лев Кулешов 1927



Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925



Дорогу женщине 1934



Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929



Сергей Третьяков 1928



Купание в тазу 1937



Краснофлотцы на военном параде 1937



Лесопильный завод Вахтан 1930



Мороженщик на пляже 1926



Иллюминация 7 ноября 1925



Писательница Эльза Триоле - сестра Лили Брик, жена французского писателя Луи Арагона 1924



Планетарий. Архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский 1932



Маневры Красной Армии 1924



Маневры Красной Армии 1924



Женщина с коляской 1928



Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924



Москва-река 1926



Мачты линии электропередач 1926



Пионер 1930



Колбы на конвейере 1929 Электрозавод



Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929



Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924



Сосны. Пушкино 1927



Кинорежиссер Эсфирь Шуб 1924



Поэт Семен Кирсанов 1930



Белый лебедь 1940

Источник http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post182141217/

Ретро, Мастер, СССР, Фото, История

Previous post Next post
Up