"У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов."
Алексей Петрович Иванов
"Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?"
Николай Николаевич Ге
Дворик зимой. 1903-1904 г.г.
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская "демоническая пристальность" (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение - род слепоты к посюстороннему, третируемому как 'мелочи будничного'. В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков: "Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего - ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе".
Голова пророка
Голова Демона на фоне гор. 1890-1891 г.г. Золотая акварель
Глова Демона. 1890-1891 г.г. Золотая акварель
Голова Демона. Золотая акварель
Русалка плыла по реке голубой. Черная акварель
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891 г.г.
Демон летящий. Черная акварель
Демон, смотрящий в долину. Черная акварель
<
Демон и Ангел с душой Тамары. Черная акварель
Демон у ворот монастыря. Черная акварель
Демон у стены монастыря. Черная акварель
Демон смотрящий
Демон стоящий
Тамара и Демон. Черная акварель
Тамара и Демон. Золотая акварель
Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова 'Демон'. Золотая акварель
Тамара в гробу. Черная акварель
Шестикрылый серафим
Журналист, читатель и писатель. Черная акварель
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова "Герой нашего времени" Золотая акварель.
Измаил-Бей. Кирибеевич. Черная акварель
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта
Раковина. 1904 г.
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904 г.г.
Свидание Анны Карениной с сыном. 1887 г.
Дерево у забора. 1903-1904 г.г.
Кровать. Из цикла "Бессоница"
Платье. 1900-е г.
Левая рука художника. 1882-1883 г.г.
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905 г.
Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской Михаила Врубеля в Венеции. 1885 г.
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905 г.<
Роза в стакане. 1904 г.
Белая азалия с листьями
Белая азалия без стебля
Белая азалия с листьями. 1886-1887 г.г.
Обручение Марии с Иосифом. 1881 г.
Надгробный плач. 1887 г.
Автопортрет 1885 г.
Автопортрет 1904 г.
Автопортрет. 1905 г.
Женская голова (Э.Л.Прахова)
Портрет артистки Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905 г.
Портрет В.А. Усольцевой. 1905 г.
Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891 г.г.
Портрет Валентина Серова. 1885 г.
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы)
Портрет доктора Ф.А. Усольцева. 1904 г.
Портрет молодого человека. 1903-1904 г.г.
Источник -
Live Memory Полностью
fotki.com