Ну всё, сбылась мечта идиота. Наконец-то вживую увидел Сатурн-5! Причем потом я провел две недели в Перу, увидел все эти ваши Мачу-Пикчи и прочие Титикаки, но ей-богу, одно из самых сильных впечатлений за весь отпуск -- это когда я зашел в ангар в Хьюстоне и увидел ЭТО:
Единственный в мире музейный Сатурн-5, между прочим, у которого все три ступени "боевые". Есть еще ракета в Kennedy Space Center Visitor Complex на мысе Канаверал, но там первая ступень была сделана для наземных тестов. А ракета в U.S. Space & Rocket Center (SA-500D) и вовсе вся для наземных испытаний.
1. Серая бочка -- это служебный отсек CSM-115a, который предназначался для отмененного Аполлона-19. Призван обеспечивать все манёвры корабля на траектории полёта к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту Луны, переход с орбиты Луны на траекторию полёта к Земле и коррекцию траектории возвращения.
2. Вот он в составе ракеты. Интересующимся, вот тут немало информации и фотографий на тему (и вообще, там куча инфы о всей программе Аполлон):
SM Service Module (Part 10, Apollo Control Systems).
3. Вид на низ служебного отсека через адаптер. Во время полета тут был бы лунный модуль.
4. Вот так это все выглядело в сборе.
5. Командный отсек, тоже оставшийся от CSM-115a.
6. Система аварийного спасения астронавтов -- если во время старта что-то пошло бы не так, она отделила бы командный отсек с людьми от остальной ракеты с последующей посадкой его на Землю на парашютах. К счастью, использовать её не пришлось ни разу -- хотя один раз чуть до этого не дошло, когда в Аполлон-12 при старте ударило сразу несколько молний. Если бы не легендарная в определенных кругах команда "SCE to AUX", экспедицию пришлось бы отменить.
7. Еще разрез.
8. Топливный элемент служебного отсека.
9. Третья ступень (S IV-513), первоначально предназначалась для отмененного Аполлона-20. Потом первые две ступени от той ракеты использовали для пуска Скайлэба, а эта пошла в музей.
10. Спереди.
11.
12.
13. Сбоку.
14. Кислородно-водородный двигатель J-2.
15.
16. Вторая ступень (S-II-15), предназначалась для отмененного Аполлона-19.
17. Панорама так себе, но что есть, то есть. Кликабельно.
18. Кстати, обратите внимание, что ракета лежит чуть ли не на земле. С семидесятых по середину нулевых она попросту лежала на открытом воздухе и медленно разрушалась из-за воздействия погоды. Потом на деньги смитсонианского музея её отреставрировали, построили вокруг ангар, и в 2007 снова открыли доступ для публики. Одно теперь плохо -- нельзя сделать фотографию сбоку, чтобы вся ракета нормально в кадр влезла.
19. Двигатели, связка из пяти J-2.
20.
21.
22. Ну и наконец звезда программы, первая ступень! S-IC-14, предназначалась для отмененного Аполлона-18.
23. Обратите внимание на человека снизу-справа, дабы почувствовать масштаб.
24. Еще масштаб.
25. Время работы ступени в полете -- две минуты сорок семь секунд. Суммарная тяга у земли 34343 кН.
26.
27.
28.
29.
30. Каждый двигатель F-1 имел турбонасосный агрегат мощностью в 55 тысяч лошадиных сил, с секундным расходом в 976 литров керосина и 1565 литров жидкого кислорода.
31.
32.
33. Вымпелы экспедиций, в т.ч. и Аполлона-1.
34.
35. Снаружи ангара. На первом плане двигатель F-1. Рядом с ним Mercury-Redstone, первая ракета на которой в космос летали американские астронавты.
36. Опять же, сравнительные размеры поражают
37. Верх двигателя F-1 крупным планом.
38. J-2
39. В общем было очень-очень круто.
Есть еще где-то пара десятков фотографий остального космического добра из тамошнего музея, их выложу отдельным постом.