Я наконец-то посетил Национальный музей ВВС США в Дейтоне. Понравился он мне жутко: на мой личный взгляд это наверное лучший авиационный музей в мире. Смитсонианские аэрокосмические музеи в Вашингтоне будут покруче в плане космоса, но вот в плане авиации музей в Дейтоне их превосходит.
Изначально я собирался было запостить все фотографии одним махом, но когда их у меня набралось за сотню (и это еще без учета фотографий бомбардировщика B-36 о котором я с самого начала хотел сделать отдельный подробный пост), я решил не мучать себя и своих читателей :) В общем постов будет несколько.
Первым я решил написать о бомбардировщике Bockscar -- самолете что сбросил атомную бомбу на Нагасаки. Вот он стоит в музее:
Б-29 с серийным номером 44-27297 был построен компанией Glenn L. Martin Co. в городе Омаха (штат Небраска), и обошелся казне в 639 тысяч долларов. Военные приемщики USAAF одобрили самолет 19 апреля 1945 года, и тот был немедленно послан в Уендовер (штат Юта). Там в находилась учебная база 509-й смешанной группы, в состав которой входила 393-я эскадрилья. Под покровом тайны тамошние экипажи интенсивно учились применять атомное оружие. В рамках подготовки самолет 44-27297 провел пять тренировочных миссий, в четырех из которых сбрасывался набитый обычной взрывчаткой массово-габаритный макет имплозивной атомной бомбы, прозванный "тыквой" из-за формы и оранжевого цвета.
9 августа 1945 года этот самолет сбросил атомную бомбу "Толстяк" на японский город Нагасаки с населением в 195 тысяч человек. Погибло 39 тысяч человек, еще 25 тысяч было ранено.
О целесообразности атомных бомбардировок я
писал ранее, повторяться тут не буду. Разве что процитирую Уильяма Шермана: "Война -- это ад".
Кинохроника бомбардировки (даже не знал что она, такая подробная, есть):
Unedited footage of the bombing of Nagasaki (silent) Фотография самолета с его экипажем два дня после атомной бомбардировки. Эмблемы на борту еще нет.
Эмблема. На ней изображен "маршрут" от Солт-Лейк-Сити (столица Юты) до Нагасаки.
Хвост. Хорошо заметно отсутствие оборонительных турелей -- их всех, за исключением хвостовой установки, сняли для облегчения самолета
При налете на Нагасаки хвостовая эмблема была иной
Макет атомной бомбы "Толстяк". Тротиловый эквивалент ~21 килотонна. Аббревиатура на носу бомбы, JANCFU, расшифровывается "Join Army Navy Civilian Fuck Up" -- какой-то шутник написал её там незадолго до того, как бомбу повезли к самолету (на видео выше этот момент запечатлен).
Рядом с ним макет сброшенной на Хиросиму атомной бомбы "Малыш". Фотографии "Энолы Гей" у меня в журнале
тоже были.
Бомбардир
Кому интересно -- имеются хайрезные интерактивные панорамы, демонстрирующих интерьеры "Бокскара". Управляются они стандартно -- движением курсора мышкой с прижатой левой клавишей, приближение и удаление - колесиком мышки.
Вид из кабины пилотовВид из-за спины бомбардираМесто работы радиооператора Бомбардировщик незадолго до помещения в музей
P.S. В качестве бонуса. В музее также есть второй Б-29, "Command Decision"
Самолет сам по себе довольно известный. Ему зачислено сбитие пяти Миг-15, что делает его довольно-таки редким "бомбардировщиком-асом" (другой вопрос, сколько из этих зачисленных Мигов реально были сбиты). На фюзеляже написано что в Корейскую войну он выполнил 121 боевой вылет, сбросив в общей сложности 1200 тонн бомб.
И что самое интересное -- его можно пройти насквозь, посмотрев на места работы экипажа
И на бомбоотсек. На фотографиях, к слову, отлично видна труба по которой члены экипажа в ходе полета могли перемещаться между герметичными отсеками в носу и хвосту самолета.