Если в кране нет воды, значит, выпили они.

Sep 23, 2012 03:56


Если нет в соседнем кране, тоже выпили армяне:

- Валико, ты любишь долма?

- Нет...

- Это потому, что у вас не умеют готовить долма!

Безобразие творится! Можно сказать - злостное мародёрство: мало что хашлама, видите ли, армянское блюдо, хачапури - традиционная армянская закуска... ну ладно, чёрт бы с ней с национальной кухней, это переживём, а вот как быть с атрибутикой государственной? Тут прецедент куда как более тревожный, причём налицо квазиказуистический заговор многовековой давности: свидетельствую -  более двух тысяч лет тому исхитрились коварные армяне наперёд присвоить будущую эмблему правящей нынче в свободной Грузии партии реформаторов. Фантастика? Отнюдь... но, изложу по порядку, с начала начал:



эмблема - термин позаимствованный у греков, означает условное изображение идеи в рисунке, либо в пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованию. Исходя из вышеизложенного: национальная эмблема обязана отображать культурную традицию титульного этноса, - надеюсь сей постулат опровержению не подлежит. Теперь предпримем попытку анализа - каков же генезис эмблемы правящей верхушки и большинства «примкнувших» (разнокалиберной псевдоопозиционной шантрапы) - так называемого «Болнисского креста»  http://commons.wikimedia.org/wiki/File:LogoOfGeorgianOrthodoxChurch.svg .

Когда в 2004 году был принят новый государственный флаг Грузии, общественность с закономерным недоверием отнеслась к национальному признаку (традиции) изображённых на полотнище крестов. Один из авторов эскиза, заместитель председателя грузинского генеалогического общества Иосиф Бичикашвили заявил по этому поводу, цитирую: ... изображение вычерченного сегментами круга клиновидного креста, обнаруженное нами на стене болнисского храма, а так же на развалинах церквей в Бочорме и Чхари, восходит к пятому веку и является символом грузинского православия... Настораживает термин «обнаруженное» - болнисский Сион описан ещё в 1904 году академиком Нико Марром, в 1936м детально обследован академиком Чубинишвили, в 1938 Л. Мусхелишвили были произведены обмеры сооружения и составлены таблицы измерений. Исследования памятника продолжались и позже [1. 2. 3. 4. 5]

Как видно на фото http://blagovest-info.ru/images/sioni_bolnisi_2.jpg и http://radiani.ge/trips/qvemoqartli/qve2.gif строение орнаментировано изображением заключённого в двойной круглый медальон клиновидного креста. Кстати - барельефы с аналогичными крестами украшают дверные проёмы другого храма - монастыря Джвари  http://img-fotki.yandex.ru/get/3202/resurs3sergiy.4f/0_22990_d3f2958d_XL ; гн. Бичикашвили привёл ещё один аргумент в пользу национальной принадлежности клиновидного креста, мол существуют средневековые карты, на которых очертания Грузии помечены подобными крестами, но об этом поговорим позже.

Более осторожен был в суждениях соавтор Бичикашвили - тогдашний руководитель ассоциации геральдики Грузии, член комиссии по атрибутике, Мамука Гонгадзе. Вот отрывок из интервью, которое гн. Гонгадзе дал представителям российской прессы, в частности его суждения по поводу рисунка нового флага:

Корреспондент: вернёмся к государственному флагу Грузии. Некоторые скептики выражали сомнение в том, что он соответствует национальным традициям. Речь идёт о крестах, изображённых на флаге...

Гонгадзе: это кресты Святого Леопольда (?!). Национального креста как такового не существует. Мы имеем дело с общехристианской символикой. В XIV-XV веках, до Гиоргия Блистательного, Грузия, по некоторым свидетельствам, обладала флагом, на белом фоне которого было пять прямоугольных красных крестов. Прямоугольных. А в 1995 году я предложил несколько видоизменённый вариант крестов - это так называемый болнисский крест. А если говорить точнее, крест Святого Леопольда. Я нахожу его очень выразительным. Вообще символика флага читается как Иисус Христос и четыре его раны. Кстати, один красный крест на белом фоне символизирует Святого Георгия... Всё это - аксиомы...

Думается мне подобные «аксиомы» есть следствие дурного образования: в грузинской традиции Святого Георгия, как позднюю интерпретацию лунного божества, символизирует белый цвет, знамени с изображением пяти крестов в историографии Грузии не наблюдается [6], а эскиз флага наши «знатоки» геральдики попёрли у лотарингских герцогов де Бульонов:  https://yandex.ru/images/search?text=герцог%20де%20бульон&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2F736x%2F2c%2Faf%2F61%2F2caf6173dd468d136c59f4d3bf452da6--godfrey-of-bouillon-northern-italy.jpg&pos=8&rpt=simage&lr=10277

Готфруа де Бульон, один из руководителей первого крестового похода, защитник гроба господня, избранный королём Иерусалимского королевства, утвердил свой родовой флаг и герб как атрибутику нового христианского государства на Святой земле [7.8.9]; что касается «креста святого Леопольда»: святой Леопольд - марграф Австрии Леопольд Бабенберг, участник первого крестового похода, возвратившись из Святой земли, в 1133 г. подписал ордену иезуитов дарственную на землю в Венском лесу, где был сооружён монастырь Святого креста, который существует по сей день. В наосе монастырской церкви установлен традиционный латинский восьмиконечный крест... правда существует ещё нагрудный орден Леопольда, который в 1808 году учредил австрийский император Франц первый в честь своего отца, но это уже из области фальеристики и к ставрографии касательства не имеет https://yandex.ru/images/search?text=нагрудный%20орден%20леопольда%20австрийского&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.austro-hungarian-army.co.uk%2Fawards%2Flost1kl.JPG&pos=3&rpt=simage&lr=10277

***

Таки попробуем проследить историю т.н. болнисского креста, или, выражаясь научной терминологией «очерченного лучевого креста», опираясь на более достоверные сведения. Для начала определимся, что же представляет собой крест, как атрибут символики: крест является одним из древнейших амулетов в мировой истории. Самое древнее изображение креста - египетский ANH - являлся трансформацией иероглифа, обозначавшего женский репродуктивный орган и служил символом вечной жизни [10].

Народы Западной Азии использовали крест как, как солярный знак, символ огня и света, геометризированный вариант Мирового дерева. В быту крест использовался в роли оберега и его изображения наносились на стены жилищ и храмов, утварь, оружие, одежду [11.12.13]. Британский историк и археолог Лоуренс Уадел на протяжении многих лет был занят розыском и систематизацией вариантов графического и рельефного изображения креста среди наследия древних цивилизаций Востока [14]. Здесь приведена составленная сэром Уаделом сводная таблица всех известных науке типов креста с указанием этнического аспекта их происхождения. http://www.jrbooksonline.com/pob/pob_ch20.html Как видно из таблицы интересующий нас очерченный лучевой крест является атрибутикой племён кассов, или касситской династии правителей Вавилона и Шумера (1595-1155 г.г. до р.х.). В Британском музее хранится вавилонская цилиндрическая печать-амулет этого периода с рельефом очерченного лучевого креста [16]. Известные в дохристианской традиции Грузии варианты изображения креста не имеют аналогов вавилонским [15].

В 1225 году до р.х. в Вавилон вторглись ассирийцы и около семи лет владели городом. В последующий период изображения лучевого креста появляются на ассирийских памятниках (к примеру - стела царя Шамши-Адада Четвёртого 823-811 года до р.х.).

В XII веке до р.х. в центральную Анатолию с Балкан вторглось протоармянское племя мушков. Примерно в 1160 г. до р.х. мушки захватили ассирийские провинции Алзи и Пурукуззи, расположенные в районе медных рудников Эргани-Мадена, а также завершили разгром хеттского царства, основав в Каппадокии государство [17].

В 681 г. до р.х. царь Урарту Русса II приступил к строительству крупных городов Бастам, Аянис, Тейшабани и заложил новую столицу Русахонили. Для ведения строительных работ Русса II переселил в Урарту захваченное в плен население Хатти - мушков, славившихся в регионе как искусные строители [18.19.20.21].

Позаимствованный мушками у ассирийцев очерченный лучевой крест появляется на территории современной Армении, но уже как атрибут храмового строительства. С IV века Новой эры лучевой крест как христианский символ применяется армянскими зодчими для декорации церковных сооружений:  http://armenianhighland.com/ani/chronicle253.html .

В дальнейшем в Армении широко распространяется культура изготовления резных каменных стел с рельефным изображением трансформированного лучевого креста - «хачкаров»  https://yandex.ru/images/search?text=хачкар%20армянский&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F251121%2F02099efa-252e-4d9a-b2bd-b5eb4e0ccc8e%2Fs1200%3Fwebp%3Dfalse&pos=39&rpt=simage

Начиная с раннего средневековья «артели» армянских зодчих нанимаются для сооружения храмов по всей Византийской империи, Европе, в христианских общинах Сирии, Палестины [28 - 31]  http://armenianhighland.com/ani/chronicle253.html

Привнесённый из Армении в европейскую традицию лучевой крест принимается и католическим миром, поначалу как атрибут геральдики (но не церкви), и в ставрографии получает наименование cross pattee, т.е. «лапчатый крест», от французского pattee - лапа

http://en.wikipedia.org/wiki/Cross_patt%C3%A9e

Обрамлённый кругом «лапчатый» крест известен как эмблема наиболее агрессивной средневековой секты катаров, или альбигойцев. Примечательна история возникновения этой секты: антиклерикальное учение и традиция апостольского христианства получила распространение в Армении задолго до начала деятельности Григория просветителя, как одно из ответвлений доктрины Манихеев [22]. В VII веке армянин Константин, принявший имя Сильван, создал нелегальную церковь Павликиан, проповедующую апостольское христианство. Движение получило широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. В 872 году секта была рассеяна, а наиболее активные адепты депортированны в Болгарию, в город Филипополис (совр. Пловдив), где на основе своего учения создали секту Богомилов. В X веке ересь богомилов проникла в Лангедок, Арагон, Северную Италию, Западную Германию и трансформировалась в альбигойское движение (катары). Для борьбы с катарами папа Инокентий III учредил Церковную Инквизицию и санкционировал Крестовый Поход, вылившийся в двадцатилетнюю войну. В 1244 году крестоносцы уничтожили верхушку катаров, державшую оборону в замке Монсегюр [46]. Изображение установленного во дворе замка обелиска в виде катарского креста можно видеть здесь: https://yandex.ru/images/search?p=4&text=замок%20монсегюр&img_url=https%3A%2F%2Fmedia-cdn.tripadvisor.com%2Fmedia%2Fphoto-s%2F0c%2F70%2F58%2F01%2Fcamp-dels-cremats.jpg&pos=168&rpt=simage

***

Европейские рыцари уже во времена Первого крестового похода принялись украшать знамёна отдельных отрядов изображениями cross pattee разных цветов: французы красным, британцы белым, итальянцы - синим, рыцари Фландрии - зелёным (из записок британского хрониста Мэтью Пэри). 24 апреля 1147 года папа Евгений III на генеральном капитуле ордена Тамплиеров в Париже, в присутствии Людовика VII Капета и магистра ордена Эдварда де Бар, даровал тамплиерам право носить на плаще изображение алого клиновидного креста [47]. Примерно к этому же периоду относится повеление папы отмечать на составляемых картах владения христианских правителей знаком клиновидного креста (вспомним один из аргументов г-на Бичикашвили).

Вернёмся в Грузию: по свидетельству хронистов и историков [7.8.26] грузинские отряды принимали участие в осаде Иерусалима. Нам известно также про наличие в войске Давида Строителя трёхсот рыцарей франков, нанятых в Иерусалимском королевстве. В этот период происходит «проникновение» клиновидного креста в традицию грузинского прикладного искусства (перегородчатая эмаль, чеканка по металлу) но никак не в церковную атрибутику, ибо со дня основания грузинская церковь пользовалась для обрядов и оформления храмов исключительно «греческим» крестом - crux quadrata.

Один единственный раз использовал клиновидный крест для обозначения своего статуса правителя христианских земель - Иберии, Абхазии, Армении и Албании Давид Строитель при чеканке ограниченной партии «экспортной» монеты, единственный уцелевший экземпляр которой хранится сегодня в Британском музее [27].

Интересный факт отмечает Карл Ган [28] - путешествуя в середине 19 века по высокогорной Грузии, немецкий этнограф обратил внимание на элементы католической символики, в частности на изображение клиновидного креста на одежде и утвари местных  жителей. На расспросы хевсуры отвечали, что их предки сражались в Палестине на стороне крестоносцев и привезли оттуда оружие с дарованными им почётными знамёнами, на которых были изображения подобных крестов.

***

(продолжение следует незамедлительно)

Previous post Next post
Up