Фаллический культ в Армении

Feb 04, 2011 21:04

Минут десять назад написал про культ фаллоса в древней Армении на армянском языке.
Для русскоязычных читателей приведу отрывок из книги История медицины Армении, посвященный фаллическому культу.  
Фаллический культ в Армении.
Источник: Оганесян Л. А. История медицины Армении, 1946, т. 1.

К числу культовых памятников, дошедших до нас со времен урартов, относятся также фаллусы, сохранившиеся в Армении в довольно большом количестве. Вероятно, этот фетишистский культ был занесен сюда впервые индоевропейцами (митанийцами), поскольку родиной фаллического культа следует считать Индию. В странах Передней Азии и в Египте культ этот в древности был очень распространен, отсюда он проник также в Европу. В Помпее сохранилось громадное количестве фаллусов, дошедших чаще всего в виде предметов домашнего обихода.
Фaллус представляет собой изображение мужских половых органов, символизировавшее, в понятиях древних, плодородие, плодовитость и размножение. Найденные в Армении фаллусы представляют собой каменные изваяния, величиной от 20 до 130 сантиметров (а иногда и больше), или нарезные изображения на камнях. Находили их иногда в могилах, куда они клались для предохранения умерших от влияния злых духов (Лалаян), а также в местах паломничества и поклонения. Замечательно то, что вера в фаллусы не была окончательно изжита до сравнительно недавних времен и сохранилась в форме древнейших верований, особенно среди женщин, страдавших бесплодием или агалактией (скудным отделением молока в период кормления).
Бесплодные женщины приходили на паломничество к каменным изваяниям фаллуса, передвигались вокруг него, молили о желании иметь детей, ставили свечи и терлись животом о фаллус в надежде забеременеть. Женщины, не имевшие грудного молока, приходили к фаллусу с детьми, молились и смазывали фаллус маслом. Если масло таяло, то это обещало успех лечения.
Замечательно то, что и в других странах, где еще держатся остатки фаллического культа (в современной Франции и проч.), этот обычай сохранился в совершенно сходном виде. Иногда вместо фаллусов применяют различные фаллусопоподбные предметы (каменные стержни и прочее). Таким образом, приведенные обычаи представляют собой из века в век передающиеся остатки народных верований, удивительным образом сохранившиеся в древнейшей своей форме. Так, фаллус, найдейный близ Татева в Зангезуре, называемый пупочным камнем, в значительной степени стерся вследствие того, что он веками подвергался трению о женские животы (отсюда и название их "портакар", т. е. пупочный камень).
В Армении найдено также некоторое количество бронзовых статуэток с более или менее выраженными фаллусами. Повидимому, эти фигуры также встарину имели культовое значение. Хотя большая часть этих статуэток найдена в развалинах урартской крепости, однако, компетентными исследователями высказано предположение, что они хеттского происхождения (X. Самвелян).
В современном быту многих народов сохранились еще некоторые следы фаллического культа, значительно изменившие свой первоначальный культовый смысл. Сюда относятся ношение некоторых украшений, например, серег, напоминающих по форме фаллусы и применяемых против дурного глаза; затем, выпекание пасхальных куличей (пасок), по форме напоминающих фаллусы и употребляющихся с древних времен в пору весеннего пробуждения природы, и пр.
Фаллусы в Армении были найдены в Таташаре, Храме, Карчеване, Завалу, близ Татева и пр. Их находили также в армянских селах Ахалкалакского района (в Грузии).

На фотографии ниже фаллосы возле здания музея в Мецаморе. На переднем плане, прошу обратить внимание не фаллос, а вишап.  


историческое наследие

Previous post Next post
Up