Давным-давно нет в Соломбале ни Прусской улицы, ни Поморского эллинга, но если добраться до окраины Соломбалы, выйти по улице Кедрова на берег Северной Двины, спуститься на лёд, и пройти вдоль берега в сторону Маймаксы, то можно увидеть следы Соломбалы начала ХХ века, которые до сих пор не стерло время.
01
В этом месте на Набережную Георгия Седова выходит улица Кедрова. В начале 1980-х годов жилой дом, стоявший неподалеку от берега, снесли, и построили на его месте здание для администрации Соломбальского машиностроительного завода. Видимо, в процессе постройки этого здания, на берегу появилась и труба, из которой в Двину течет черт знает что.
02
Раньше на этом месте стоял дом купца второй гильдии, норвежского подданного Андрея Ивановича Андерсона (фотография отсюда
https://vk.com/id46169141), построенный в 1880-е годы (фотограф Альвиан Поплавский, 1920 год). В 1960-1970-е годы ни красивого крыльца, ни башенки на крыше уже не было.
03
В былые времена от набережной до самой воды стоял высокий деревянный забор, но когда часть забора упала, его заменили старыми воротами.
04
В начале ХХ века берег Северной Двины от Прусской улицы в сторону Маймаксы занимали причалы и склады торгового дома «Г. Шмидт». В советские времена бывшие владения Шмидта занял ЭПРОН или Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения, занимавшаяся подъемом затонувших судов. Когда ЭПРОН перестал существовать, всю территорию заняли военные гидрографы. В прошлые годы зимой у причалов стояли 2-3 небольших стареньких гидрографических судна, а этой зимой здесь пусто. Суда или зимуют в другом месте, или их списали.
05
В начале ХХ века по соседству с домом Андерсена построил дом крестьянин Иван Федорович Уемлянин, и если дом Андерсена снесли, то дом Уемлянина стоит до сих пор уже более ста лет. Видимо, сыграло свою роль то, что когда ЭПРОНу понадобилось расширить территорию, дом оказался на охраняемой территории, и снести его, чтобы построить на его месте бетонное страшилище, вроде здания администрации СМЗ, было затруднительно.
06
С фасада бывший дом Уемлянина можно снять только с реки. Сзади тоже близко не подойти - забор и контейнеры заслоняют первый этаж.
07
Несколько катеров-гидрографов подняты на причал. Это МГК (малый гидрографический катер).
08
БГК (большой гидрографический катер) стоит в самом конце причала, возле забора.
09
Старый деревянный двухэтажный дом, стоящий возле забора, дореволюционной постройки. Жизнь в нем хороша только тем, что из окон дома открывается вид на реку, и тем, что если в семье есть дети, то в школу далеко ходить не надо - школа через дорогу. В остальном же - ДВП, что означает Дрова-Вода-Помои. Сто лет назад в этом доме так жили, и сейчас так живут.
10
Здесь сто лет назад от берега Двины уходила к торфяным болотам улица Датская, последняя городская улица в северной части города. В советские времена улица исчезла. Ее не переименовали, она просто исчезла. «Вот она была, и нету…».
Через дорогу, чуть дальше от реки, напротив этого дома стоял другой дом, побольше и побогаче, с пузатым эркером. Это был Соломбальский детский дом. В начале шестидесятых рядом с ним построили четырехэтажную школу. Школа стоит до сих пор, а детского дома нет. Я даже не знаю, когда его снесли - то ли в конце семидесятых, то ли в начале восьмидесятых.
11
Неподалеку от Датской улицы в 1909-1910 гг. был построен Поморский эллинг, в котором можно было ремонтировать и строить суда для поморских судовладельцев. Геннадий Попов в книге «Ногою твердой стать при море…» писал, что строить его собирались с 1880-х годов, но то средств не хватало, то не могли подыскать подходящее место. Сначала собирались строить эллинг в Цигломенском затоне, затем - при слиянии Курьи и Северной Двины. В 1908 году городская дума отвела место в Соломбале «между владениями Шмидта и братьев Володиных».
Эллинг строили в 1909-1910 гг. и открыли 7 сентября 1911 года. На его территории была небольшая бухточка, три слипа и горизонтальная площадка для постановки поднятых судов. Рядом построили небольшую мастерскую, кузницу и сарай для хранения такелажа.
До 1917 года ни одного судна на эллинге так и не построили, и ремонтировались здесь суда редко, потому что плата за использование эллингом была высокой. В дальнейшем на базе Поморского эллинга была образована Соломбальская судостроительная верфь, строившая деревянные малотоннажные суда морского и речного плавания.
12
В начале ХХ века здесь, по берегу Двины, шла дорога в Маймаксу, сначала к лесопильному заводу Амосова и Гернета, будущему №13, затем к заводу Кыркалова, будущему №14, и далее, от завода к заводу. Дальше от берега дорогу сделать было нельзя, там уже были торфяные болота. Когда строили Поморский эллинг, дороге пришлось его обогнуть.
13
Старых фотографий Поморского эллинга я нигде не видел, хотя на его открытии в 1911 году обязательно должен был быть фотограф. Это здание на берегу Двины хорошо видно на немецких аэрофотоснимках 1942 года, но когда оно было построено, в тридцатые годы, или стоит здесь с 1911 года - не могу сказать.
14
В бухточке бывшего эллинга гниют два рыболовных траулера, оба из Мурманска: то ли сами пришли на последнем издыхании, то ли их привели на буксире.
15
«Мензелинск» еще не начали разбирать.
16
От «Краснознаменска» нетронутой осталась одна корма. Разберут «Краснознаменск» - примутся за «Мензелинск». Другой работы на судоверфи нет. «Невидимая рука рынка» сделала свое дело.
17
Дальше я не пошел, т. к. ходить можно было только по натоптанным и подмерзшим чужим следам. По тонкому насту ходить было нельзя - нога проваливалась, и под снегом сразу выступала вода. Река, хотя и покрыта льдом, но приливы-отливы делают свое дело, и у берега видно, как лёд «дышит», то поднимаясь, то опускаясь.