К теории будущего. Религия и наука. Дихотомия вера-знание.

Nov 07, 2009 12:26

К теории будущего. Статья 001. Религия и наука. Дихотомия вера-знание.

Этот текст появился в результате моего довольно длительного переезда на новую квартиру.
Делать было нечего, все вещи лежали в ящиках и мешках, и я как минимум половину каждого
дня стал читать тексты и смотреть видео про те события в стране и мире, которые пропустил
за много-много-много лет.
Впервые у меня был широкий интернет канал без ограничений трафика плюс домовая сеть, где
также нашлось масса интересного.

Прежде всего меня привлекла аналитика мирового экономического кризиса 2007-2008-2009 гг.

Послушав и посмотрев выступления ряда авторов я как-то очень быстро проникся доверием
и уважением к одному из них. Потому что почувствовал, что этот человек не только много
знает, но и - не боится говорить правду, какой бы чудовищной она ни была.
Т.к. я устал от глобального вранья и повсеместного ухода от темы (почему и отключился
от СМИ на много лет, сожалея только об одной телепередаче - Школе Злословия), то слова
этого человека (Михаила Хазина) подействовали на меня как волшебный бальзам на душу.

И вот под влиянием еще нескольких видеоматериалов М.Х. я решил обновить свои старые и
записать новые идеи по поводу будущего мирового порядка - The Next Idea - "следующий
глобальный проект" (ГП).

Давайте попробуем более-менее логически вывести возможные контуры будущего.

Сначала проанализируем первооснову предыдущих ГП-в, или более обще - любых возможных ГП-в.
Любой ГП должен основываться на более-менее точной картине известной части окружающего
нас мира (в пространстве и времени), а также должен иметь методику "работы" с новыми,
ранее неизвестными его объектами.

Т.е. должна существовать некая "база" трактовок известных объектов и некие стандартные
методы изучения и последующей классификации ранее неизвестных объектов.

Т.к. мир слишком сложен, чтобы каждый человек изучал его всесторонне, а принимать важные
решения требуется чуть ли не каждый день, то также требуется разделение общества на тех,
кто принимает решения (власть) и тех кто их выполняет (народ).

Текущая власть сама по себе может и не обладать талантами всестороннего осознания таких
первооснов ГП, но она должна опираться на эти знания и методики. Иначе происходит или
смена власти, или реже - смена самого ГП.

Вернемся к основам ГП. Понятно, что любые текущие знания (лучше назвать их гипотезами)
могут быть ошибочными. И как правило у любого ГП картина мира состоит из двух компонент:
верных и ошибочных гипотез, верных и ошибочных методик.
В процессе развития цивилизации все большая и большая часть первоначально ошибочных
гипотез показывают свою истинную природу. Если методики ГП не в состоянии исправить эти
ошибки, то рано или поздно накапливается критическая масса несоответствий и происходит
смена ГП.

Еще одна проблема появляется, если один ГП встречается лицом к лицу с другим ГП и оба
проекта оказываются несовместимыми по существенно важным гипотезам и/или методикам.

Первые ГП-ы появились в глубокой древности, когда большие сообщества людей жили достаточно
изолированно друг от друга и объективных знаний было очень мало.
Это привело к созданию на Земле сразу нескольких самостоятельных ГП-в, у каждого из которых
была масса ошибочных гипотез и методик. И хотя многие из них совпадали, но и отличия их
были таковы, что они оказывались несовместимыми друг с другом.

Одно из главных правил (методик) всех исторических ГП-в было хотя и одинаковым, но тем не
менее абсолютно несовместимым. Это "правило веры". Т.е. правило "работы" с новыми знаниями,
которые противоречат старым.

Правило веры говорит следующее:
все, что противоречит догматам веры (первоначальным гипотезам ГП) независимо ни от чего
должно быть отвергнуто (объявлено неверным и запрещено к применению).

Это правило было выгодно участникам всех ГП-в на первоначальных этапах развития цивилизации.
Тогда большая часть гипотез были ошибочными, а практически все методики ограничивались этой
одной - правилом веры. И это правило уберегало от частой смены ГП - т.к. новые ошибочные
гипотезы можно было плодить непрерывно и проверить их правильность или ошибочность было
невозможно (ведь наука была еще не развита), то для стабилизации политического устройства
(власти) и как следствие - экономики ГП - более выгодно было объявить один набор гипотез
истиной в последней инстанции, чем не иметь никакого стабильного их набора.

Что касается науки, то в древности она также состояла в основном из ошибочных гипотез, но
отличалась полярно своей главной методикой: любое новое научное знание могло довольно легко
заменить любое старое, которое более не соответствовало экспериментально установленным
новым фактам. И это позволило науке прогрессировать, в то время как религия не менялась.

Однако не следует идеализировать науку. Вера и там играет большую роль. Особенно в наши
дни.
Что такое вера? Это убеждения в истинности чего-то, о чем мы не можем знать достаточно точно
на основе экспериментальных данных, не вызывающих сомнения у компетентных специалистов.

Современная теоретическая физика (и возможно не только она) уже много лет развивается на
основе веры ученых, т.к. этап отставания физической теории от экспериментов безвозвратно
прошел.
И даже большой адронный коллайдер сможет проверить только часть имеющихся на сегодня
физических теорий Всего.

Кроме того, вера ученых в науку и только в науку сама по себе имеет черты религиозности,
которая позволяет большинству учёных упорно отвергать всё то, что на сегодняшний день не
укладывается в их голове, например гипотезу об возможном существовании "сверхъестественных"
явлений, таких например как телепатия, биоэнергетика и т.п.

Возвращаясь к нашей основной теме отметим, что поскольку все ГП-ы исторически имели (и не
могли не иметь) религиозную основу с правилом веры в её догматы и отвержением всякого
инакомыслия, то общественная жизнь даже внутри каждого из ГП-в вынуждена была разделиться
на две части - светскую и религиозную. В противном случае развитие экономики остановилось
бы на уровне момента возникновения религиозных догматов ГП в их "окончательной редакции".
Потому, что развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие техники - без
развития науки.

Поскольку научные методы были противоположны религиозным, то вся наука и техника могла
развиваться только в рамках светского общественного бытия.
А вера могла сохранять свою силу - только в рамках религиозного.
Т.о. основное бытийное противоречие всех исторических ГП-в - это "раздвоение личности" их
общественной жизни, дихотомия вера-знание (где знание всё же играет подчиненную роль).

И эта дихотомия является основным источником большей части главных проблем современной
цивилизации, ведь раздвоение личности - тяжелое психическое заболевание, которое в данном
случае мы почти никогда не замечаем, потому что если все одинаково больны - то это уже не
болезнь, это наша "культура". Курение, алкоголь и наркотики - примерно из той же серии.

Но иногда мы все же замечаем эту болезнь.
Когда в одно время и в одном месте сталкиваются (а-ля Хантингтон) два или несколько ГП-в,
возникает неразрешимое противоречие, часто приводящее к войне. Потому что вместо мирной
дискуссии на основе общих знаний в конфликтах обычно верх берут религиозные убеждения веры,
приводящие к попыткам силой заткнуть рот противоположной стороне, а если это не получится -
то отобрать или уничтожить все её ресурсы или просто убить, по возможности всех.
При этом знания снабжают воюющих оружием, а вера дает право вершить "правосудие", толкает
на узаконенный грабёж и убийства.

Экономика современных наследников исторических Глобальных Проектов зависит от соотношения
(интегральных по времени) активностей религиозной и светской частей общественного сознания.
Чем твёрже вера, тем слабее роль знаний и как следствие менее развитая экономика. А если
в составе религиозных гипотез ГП включена гипотеза о неприемлемости ростовщичества, то
отставание этого ГП в науке-технике-экономике усугубляется.

Однако не следует связывать твёрдость веры с простым количеством верующих - их может быть
очень много, но вера их может быть весьма слаба. Способность отдать свою жизнь за свою веру
(религиозный фанатизм) - вот основной критерий её твёрдости.

Невозможно построить стабильное в масштабах Земли общество, если не устранить имманентные
противоречия всех основных ныне существующих ГП-в.
А это возможно только в случае всеобщего отказа от веры в разных богов, выработка общих идей
и правил, которые будут выполнять для нас все те функции, которые мы привыкли возлагать на
наших богов.

В сущности боги были придуманы нами для того, чтобы защитить людей от несправедливости.
Ведь если какое-то наказание нами заслужено, то никакие боги нам не помогут.
А любая справедливость основана на правде и истине, точно также как любая несправедливость
- на неправде и лжи.

Если мы сможем построить общество, основанное на правде, в котором ложь станет невозможна,
то такое общество с необходимостью приведет к справедливости для всех.
И ортодоксальная вера нам станет просто не нужна.
Но значение знаний - наоборот - фундаментально возрастёт.

Знание всей правды, знание истины - вот в чем может быть наша новая вера.

Как же этого знания достичь?
Ваши мысли, вопросы, предложения?
А свои я выскажу в следующий раз...

7 ноября 2009 г.

будущее, футурология, религия, наука

Previous post Next post
Up