Запись 241. Рубрики 2, 3 и 4
(по рубрикатору) : Детское литературное творчество и читательское восприятие.; Детские игры со взрослыми; Авторы давно любимые и новые.
Хорошие стихи / плохие стихи: основания выбора
Спасибо тем, кто включился в
разговор о критериях оценки стихов для детей:
erlinn,
drabkina,
lisa_shvostom,
problemba,
t_lavrova,
olkab,
julka_bro,
taksahobbyru,
vitaly2009,
k_to_k и другим.
Отдельная благодарность
bely_krolik, которая откликнулась первой и тут же привела замечательный пример отвратительных “детсадовских” стихов:
Март - месяц радостный и ясный!
Господа, наши дамы прекрасны!
Жени, Леры, Алисы, Наташи,
Насти, Кристины и Саши.
Чудесный пример,
bely_krolik! О таких стихах хочется сказать: просто прелесть, какая гадость…
Спасибо, уважаемая
goodbabaka, за ясное, лаконичное и убедительное описание Ваших критериев оценки стихов:
Я никогда не писала стихов и не знаю, как это делается, но могу почувствовать - вот тут поэт долго сидел и думал, как лучше срифмовать, какое лучше слово подобрать. Когда это чувствуешь, когда видно эти нитки, стихи нельзя назвать хорошими. И наоборот, если форма безупречна, а нет души, сердца нет, такие стихи, как будто просчитанные на калькуляторе, все равно не тронут.
Думаю, многие читатели чувствуют то же самое и не откажутся от Вашей формулировки.
А мне это описание критериев выбора интересно ещё и вот чем. Часто на вопрос: «Как вы выбираете книги (для себя, для чтения детям или с детьми)?», отвечают: «Выбираем то, что нравится».
К примеру,
velogirl: …стихи должны быть настоящими. …иногда читаешь - мурашки по всему телу или от смысла, или от ритма, а иногда просто весело или настроение особое создаётся.
Это естественный ответ - поэт пишет чувствами, а читатель чувствами воспринимает и выбирает. Рождение настоящих стихов, по-видимому, гораздо больше похоже на географическое открытие, чем на строительство по чертежу. Если верить прекрасному поэту Борису Чичибабину (а я ему верю безусловно), во время рождения стихов “Поэт - что малое дитя”:
Поэт - что малое дитя.
Он верит женщинам и соснам,
и стих, написанный шутя,
как жизнь, священ и неосознан.
… Как сон, от быта отрешен,
и кто прочтет и чем навеян?
У древней тайны вдохновенья
напрасно спрашивать резон.
Думаю, что, подобно пишущему поэту, читатель, который ищет “свою книгу”, руководствуется не заранее заданным набором параметров, а узнаёт книгу (автора) как родственную душу среди множества случайных собеседников. Читательский выбор вполне может быть (и обычно бывает) неосознанным. Но! - как пишет дальше Борис Алексеевич:
Но ПЕРЕД ТЕМ как сесть за стол
и ПРЕЖДЕ ЧЕМ стихам начаться,
я твердо ведаю, за что
меня не жалует начальство.
Рождению стихотворения предшествует жизненный опыт, осмысление опыта, появление позиции (осознание личностных ценностей, иерархии ценностей). То же, мне думается, происходит и с читательским опытом. Осознать свои читательские ценности (критерии выбора) особенно важно педагогам и родителям.
И хотя в нашем небольшом обсуждении участвовали читатели “из одной песочницы” (естественный отбор: каждый ЖЖ - своя компания), но даже у них были разные, - порой противоположные! - критерии выбора. Например, позиция
alsit25 совершенно расходится с установками остальных участников обсуждения. Не спешу отвечать этому давнему знакомому, потому что надеюсь на то, что ему ещё кто-нибудь возразит и мы продолжим разговор о критериях оценки стихов для детей (только для детей?).