В последнее время стало модно писать о том, как плохи в России кандидатские и докторские диссертации, и что надо сделать, чтобы исправить ситуацию. Вот, например, три свежих выступления на эту тему:
раз,
два,
три. Добавлю и я свои пять копеек в этот срач.
На мой взгляд, одним из основных источников проблемы является то, что современные стандарты высшего образования вынуждают руководство вузов наращивать число остепененных преподавателей всеми правдами и неправдами. Возьмем, например, мою любимую специальность 090301 "Компьютерная безопасность". Федеральный государственный
стандарт по этой специальности среди прочего утверждает следующее:
----------
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 65 процентов...
...
Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания...
----------
Если я ничего не упустил, точно такие же фразы присутствуют во всех федеральных стандартах образовательных специальностей по информационной безопасности (т.е. с кодами 0903xx). Для магистратуры специальности 010100
Математика аналогичные цифры составляют 80% и 85%, для бакалавриата специальности 110500
Садоводство - 50% и 60%, для бакалавриата специальности 073700
Искусство народного пения - 60% и 65%. Если эти цифры не достигаются, вуз формально не сможет пройти государственную аккредитацию, какая проходится раз в пять лет, и, по идее, должен лишиться государственной лицензии. На практике так, конечно, обычно не бывает, все всё понимают и как-то договариваются, но тем не менее.
Если преподаватели занимаются наукой естественным образом, без принуждения, то для специальности "Компьютерная безопасность" нормальна доля остепененных преподов профессионального цикла около 30%, а в целом по образовательной программе (с учетом физкультуры и т.п.) - около 20%. Более высокие цифры означают одно из двух:
- на кафедре царят старые пердуны, обучающие студентов технологиям полувековой давности;
- руководство вуза стимулирует защищаемость преподов всеми возможными средствами, при этом качество научных исследований, естественно, страдает.
Думаю, если начинать реально бороться с плохими диссертациями, начинать надо с устранения причин. Пока образовательные стандарты не будут приведены в соответствие со здравым смыслом, ситуация будет только ухудшаться.
UPD. В старых образовательных стандартах про остепененность преподавателей написано то же самое, только цифры другие, обычно чуть меньше.