Многие полагают, что основная цель какого бы то ни было образования - дать знания. Именно с этого заклинания традиционно
начинается учебная программа почти любой дисциплины в почти любом учебном заведении. Некоторые идут дальше и
утверждают, что:
-----------
Задача образования заключается... в том, чтобы дать возможно большему количеству граждан в наиболее активном их возрасте (когда они еще сами не понимают, чем в жизни будут заниматься) объем информации настолько широкого спектра и глубины, насколько конкретный гражданин может усвоить. В итоге к возрасту принятия решений общество в массовых масштабах получает реального Гражданина (не побоюсь этого слова, способного к Творчеству), а не абстрактное население, умеющее только жрать да срать.
-----------
Я полагаю, что эта точка зрения неверна.
На мой взгляд, основная польза от изучения в школе русского языка - не знание 100500 правил орфографии и пунктуации, а умение более-менее грамотно писать, чтобы было однозначно понятно, по-русски автор написал те или иные слова или паолбанцке. Основная польза от изучения литературы - не знание 100500 классических произведений, а умение формулировать более-менее разумные мысли и выражать их более-менее внятно. Основная польза от математики - не знание 100500 определений и теорем, а умение сделать простой подсчет в уме, а сложный - на калькуляторе. А также способность не теряться, если нужно вычислить a / (b + c) на калькуляторе, где нет скобок, но есть кнопка 1/x. И т.д.
Таким образом, знания, получаемые в ходе образования, вторичны. Первичны умения и навыки. Именно они остаются в памяти, когда все остальное забывается. Или не остаются, если и они тоже не нужны.
Но это верно только для школьного образования. Если мы переходим от среднего образования к высшему, причем не к тому высшему образованию, что дают в мухосранском макароносверлильном университете, а к образованию, даваемому в достойном учебном заведении наподобие мехмата МГУ или Бауманки, то цели и задачи обучения радикально меняется. Умения и навыки отходят на второй план, а на первый план выходит нечто, что я обычно называю дао. Оно невыразимо словами, но может быть выражено в притчах и коанах. На всякий случай уточню, что все описываемые ниже случаи выдуманы чуть менее, чем полностью.
Сидят в ресторане два профессора и ведут беседу о невежестве молодежи. Один подзывает официантку и спрашивает:
- Девушка, как вы думаете, верно ли, что (a + b)2 = a2 + b2?
- Да, - отвечает официантка. Выдерживает паузу и добавляет: - В конечном поле четного порядка, например.
Эта официантка постигла дао.
Препод составляет таблицу часов для программы дисциплины. К нему подходит другой препод и говорит:
- Чего ты цифирки угадываешь? Тут система линейных уравнений получается, надо ее записать и решить.
- На кой мне сдалась система линейных уравнений? - изумляется первый препод. - Две-три итерации координатного спуска, и ответ готов.
- Действительно, - соглашается второй препод. - Только это не просто координатный спуск, а симплекс-метод, тут же все линейно.
- Охуенно, - говорит первый препод, и оба смеются.
Они смеются потому что постигли дао. Те, кто не постиг дао, в этом месте не смеются и вообще не понимают, что тут смешного.
Студент собирается показать преподу умение работать с отладчиком. Внезапно выясняется, что на преподском компьютере стоит не Microsoft Visual Studio, а Olly Debugger.
- Этот отладчик мне незнаком, - говорит студент.
- F10 тут F8, F11 - F7, а F5 - F9, - говорит препод.
- Понятно, - говорит студент. - А Ctrl-F10?
- F4 вроде, - отвечает препод. - Там в меню должно быть написано.
- Осознал, - говорит студент и начинает пользовать отладчик.
Через две минуты он говорит:
- Тут даже удобнее.
- Дык, - говорит препод.
- Что-то я не вижу, как здесь memory breakpoint поставить, - говорит студент еще через пять минут.
- Здесь - это в стеке? - уточняет препод.
- Ой, - смущается студент. - Извините, не заметил. Тогда щаз простептрейсю. А что здесь стоит вместо Spy++?
- ХЗ, - говорит препод. - Ладно, давайте зачетку.
Препод поставил зачет потому что гипотеза, что студент постиг дао, стала казаться преподу более вероятной, чем гипотеза, что студент дао не постиг, а более достоверно проверять эту гипотезу преподу не хочется, потому что тогда надо устанавливать на компьютер Spy++ или аналогичную программу, а это долго и геморрой.
Студент приходит консультироваться к преподу по курсовой работе и говорит:
- Подскажите, пожалуйста, как программа может узнать свою текущую директорию, я что-то не пойму?
- GetCurrentDirectory, - отвечает препод, не отвлекаясь от HexRays.
- А как это пишется? - спрашивает студент.
- Очевидным образом, - отвечает препод, не отвлекаясь от HexRays.
- Где про это можно прочитать? - спрашивает студент.
- В MSDN, - отвечает препод, не отвлекаясь от HexRays.
- А это как пишется? - спрашивает студент.
Препод отвлекается от HexRays и задумчиво смотрит на студента. Возникает неловкая пауза.
- Что вы мне собираетесь поставить за курсовую работу, можно узнать? - спрашивает студент.
- Трояк, - отвечает препод и снова утыкается в HexRays.
- У меня красный диплом срывается, - говорит студент.
Теперь на него смотрят все преподы в комнате. Воцаряется тишина.
- Давайте я вам напишу, как все пишется, - ласково говорит препод.
Пишет на листочке "GetCurrentDirectory" и "MSDN".
- Спасибо, - говорит студент и уходит.
- Пиздец, - говорит препод, когда за студентом закрывается дверь.
- Биоробот ебаный, - говорит другой препод.
- Хуй ему, а не красный диплом, - говорит завкафедрой.
Им всем очевидно, что этот студент не постиг дао и, скорее всего, никогда не постигнет. А раз так - какой на хуй может быть красный диплом?
Иногда понятие "дао" пытаются сформулировать наукообразными словами, например, "способность к логически-правильному мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания", но все эти формулировки кривые и не отражают сути.
Когда студента учат обслуживать электронный замок "Хорек", систему шифрования "Черепаха" и систему централизованного управления безопасностью "Секретов нет", полученные знания и навыки пригодятся ему в дальнейшей профессиональной деятельности, когда он будет админить сегмент корпоративной сети, скажем, Центробанка. Но если учить студента только хорькам и черепахам, он вряд ли постигнет дао. А если научить студента пропатчивать драйвером ядро ОС, эксплуатировать переполнение буфера хотя бы в собственной программе, а также впендюривать в адресное пространство процесса Winlogon мобильный код, который напишет на экране "Йа аццкей икцплойдт", то вся эта хрень вряд ли пригодится выпускнику в профессиональной деятельности, но в процессе освоения этой хрени студент, возможно, постигнет дао. А когда он постигнет дао, все хорьки и черепахи станут для студента очевидными.
Далеко не все студенты постигают дао. Доля студентов, постигших дао, колеблется от года к году, но не очень сильно, среднее значение составляет около 10%. Остальные студенты, как правило, не желают постигать дао, оно им неинтересно, их больше привлекает игра "максимизация суммы баллов в зачетке при минимизации затрат времени и усилий". Таков их выбор. Для них тоже найдется дело, полезное человеку, обществу и государству. Для этого дела, правда, незачем убивать пять лет на институт, но что делать, если так принято? В конце концов, изучать хорьков и черепах - куда менее вредное занятие, чем систематически потреблять наркоту или ходить на демонстрации НБП и "Наших".
Иногда препод думает: "А на кой хер я вообще перед ними распинаюсь? Им же насрать на все, что я вдалбливаю в их тупые бошки!" Но потом препод вспоминает пару десятков молодых людей, постигших дао благодаря его усилиям, и понимает, что трудится не зря.
Впрочем, во многих вузах среди преподов преобладают индивидуумы, которым до постижения дао как до Китая раком. Это печально.
Что же касается утверждений, что большие знания делают из обычного человека Гражданина, способного к Творчеству - по-моему, это демагогия. Не знания делают человека способным к Творчеству, а дао. А Гражданин он при этом или Подданный или вообще Царь - это, по-моему, в данном контексте не имеет никакого значения.