Разные ссылки

Nov 06, 2006 12:59


Несколько интересных публикаций в последних выпусках газеты Культура.



"...Таинственной лестницы взлет". Юбилей Галины Вишневской А история музея такова. Мы обустраивали свой питерский дом на Кутузовской набережной. И как-то я пошла в него с улицы, через двор. Увидела на доме мемориальную доску и бюст Мусоргского. Рассказала об этом мужу. Он взял пол-литра и пошел к соседям. В той квартире жили три семьи. Мы их расселили, все отремонтировали и создали такую атмосферу, словно композитор только что вышел и вот сейчас вернется. Развесили эскизы к "Борису Годунову". Модест Петрович снимал здесь квартиру вместе с Голенищевым-Кутузовым...
Мне очень понравился отзыв о недавней постановке "Онегина": Я даже не хочу говорить о певцах, они выполняли волю режиссера. Конечно, барышни выглядят как истерички. Мать их тоже вся в проблемах.АНДРЕЙ СИГЛЕ: "Галина Вишневская вела себя, как настоящий солдат- Мы пытались сохранить в тайне съемки в Чечне, потому что там не прекращается война, постоянно убивают людей. Стоят многоэтажные здания с дырами в стенах. Приведен в порядок только проспект Кадырова, который всегда и снимают. А у нас только и рассказывают о том, как здорово налаживается жизнь в Чечне. Когда мы снимали в Грозном, на соседней улице шла перестрелка. Снимали летом, стояла жара, температура достигала 47 градусов в тени. А мы добирались до места съемок на бронемашинах, у которых окошко только для автоматного дула. Впереди идут саперы, которые разминируют дорогу, потом - бэтээры охраны, потом - наша группа. Замыкают опять бэтээры. Это была серьезная работа.
Мы скрывали не только имя актрисы, но сам факт того, что мы снимаем. Не мы виноваты в том, что ситуация открылась. Местному руководству, видимо, хотелось показать, что у них кино снимается. И на скромной встрече Галины Павловны с ребятишками-сиротами, подающими надежды (ее попросили посмотреть, как они поют и танцуют), вдруг появилось высокое руководство, Рамзан Кадыров, и журналистам все открылось.
И здесь же про "Гадких лебедей" Лопушанского по СтругацкимНовая жизнь боярыни. Мировая премьера оперы Родиона Щедрина С таким решением ключевых образов, конечно, многие могут поспорить. Но факт налицо - в наше время, пожалуй, только Щедрин может представить час медленной музыки, почти лишенной сильных контрастов, и держать все это время забитый до предела зал в напряжении, а потом получить заслуженную пятнадцатиминутную овацию. Ничего подобного своему нынешнему открытию "Московская осень" уже давно не знала.Музыка ЛихачеваЛегендарное "Слово..." - литературный памятник, всю жизнь интересовавший ученого, - прозвучал в музыкальном переложении Люциана Пригожина. Оратория петербургского композитора, написанная по мотивам главного текста древнерусской литературы, который ученый помог перевести на современный русский язык, не звучала в концертных залах уже более 30 лет. Она имеет авторское посвящение Лихачеву, вдохновившему музыканта на этот труд.Рената Скотто: "Я все еще учусь музыке"Прослушала 120 певцов и услышала много замечательных голосов. Особенно меццо-сопрано. Но вот что я при этом заметила. Русская вокальная школа почему-то, как мне показалось, не дает возможности звуку выходить наружу. Он закрыт и таится где-то внутри. А его обязательно нужно выпустить наружу. Мне даже захотелось пригласить некоторых молодых людей к себе и научить их технике пения. Размножение самозванцев. "Борис Годунов" в "Геликон-опере"Спектакль Дмитрия Бертмана - не о муках преступной совести, хотя тема эта здесь также звучит. И уж совсем не о противостоянии власти и народа. Да, собственно, и народа-то как такового в нем нет, а есть лишь безликая (в самом буквальном значении: лишенная лиц) толпа. В этом смысле режиссер ориентировался скорее на Пушкина, у которого "народ безмолвствует", нежели на Мусоргского, понимавшего народ как "великую личность, одушевленную единой идеей" (впрочем, отказавшись во второй редакции от сцены "У Василия Блаженного" и, напротив, введя "Кромы", Мусоргский вольно или невольно представил народ в несколько ином свете). Его спектакль прежде всего о проблеме легитимности власти и самозванстве.
"Все герои Мусоргского ведут себя, как самозванцы... Во времена русской Смуты самозванство - это единственно возможный способ прийти к власти. Притворяться и выдавать себя не за того, кто ты есть, - самый короткий и верный путь к успеху в России. Оборотная сторона этого - раздвоение личности, ментальная болезнь самозванцев" (из премьерного буклета). Никогда еще, кажется, Бертман не формулировал свою концепцию так четко.Отар Иоселиани: "Не забывайте, что скоро все может кончиться"В нашей растерянной, потерянной, расстроенной, разбалансированной стране, естественно, все ищут какого-то учителя. Я учителем быть не могу. Это институт кликуш. Если допустишь такое, то погибнешь. Потому что тебя назначат всезнающим мэтром, и потом от этой роли не избавишься. И глупости будешь совершать, и безобразничать. А ведь это началось давно. Нечто подобное происходило с Андреем Тарковским и Звиадом Гамсахурдиа. Приблизительно одну и ту же мизансцену пришлось мне пережить дважды. В доме Тарковского какие-то дамы что-то чистили, мыли, Лариса Тарковская всем этим руководила. Я пришел, уселся в кресло, закурил. И вдруг все как закричат: "Это кресло Андрея Арсеньевича!" В этом доме обитал богочеловек. Но вот вошел сам Андрей, цыкнул на них и сказал: "Ему можно!" Понимаете, какой ужас за всем этим кроется. То же самое было у Гамсахурдиа. "Ему можно!" Что это? Безумие, охватившее людей? Это прикосновение к святости, к мощам? Белиберда какая-то. Пушкин такого никогда бы не сделал. Он хулиганил, как хотел. А были писатели-вельможи. Прародитель нового. Александр Родченко. Фотография - искусство Родченко формулировал: "Каковы могут быть заповеди советского фоторепортера?
  • Ни шагу без аппарата.
  • Изучи аппарат, объективы и экспозицию.
  • Снимай жизнь как она есть, никаких инсценировок.
  • Давай точные подписи.
  • Снимай быстро, по возможности незаметно.
  • Побольше оригинальности, остроты и неожиданности.
  • Прежде чем снимать, познакомься с тем, что будешь снимать.
  • Что должен знать советский фоторепортер?
  • Экономику, географию и этнографию.
  • Способы передвижения.
  • Спорт.
  • Способы сообщения.
  • Советский кодекс.
  • Языки.
  • Трудовые процессы.
  • Быть общественником, работать в фотокружке.
  • Читать каждый день газеты.
Люди чужого времени. Закон Гельгардта ...Милая какая опечатка! - Покачав головой, Роман Робертович с улыбкой прочитал фразу из рукописи коллеги вслух: - "Труп Р.Р.Гельгардта вызывает громадный интерес". Как ты думаешь, что лучше: исправить "труп" на "труд" или заменить "громадный" интерес на "патологический"? Татьяна Шмелева: "Главные враги родной речи - чиновники"Меня огорчает языковой разрыв между поколениями. Язык держится на том, что научно называется "прецедентный текст". Это баланс между обновлением и устойчивостью, огромный колодец, в котором и шутки, и ссылки, и речевые обороты... Так вот, я замечаю, что мой "прецедентный текст" совершенно непонятен моим студентам.
Previous post Next post
Up