К перспективам гендерной "повесточки" в современной русскоязычной фантастике

Nov 24, 2021 00:13

Галина Юзефович выложила новый текст о фантастике - https://zen.yandex.ru/media/galina_yuzefovich/konec-fantastiki-619ba784f169457c0ebbe0db?fbclid. Там она, среди прочего, упрекает русскоязычную фанастику в пренебрежении пресловутой "повесткой"

Цитирую: "Ни в одном из рассказов, представленных на суд жюри, я не нашла даже отдаленного намека на пресловутую «повесточку». Никакого климата, экологии и гендерного неравенства. Большая часть героев - мужчины, а если вдруг женщина все же затесалась в состав экспедиции к далеким планетам, то её удел - стоически выпиливать из питательной смеси подобие сосисок, покуда мужчины размышляют, как спасти потерпевший аварию космолет. Если любовь, то строго гетеросексуальная. Раса героев вообще не обсуждается - белые, конечно. А какие еще бывают?"

Ну вообще бывают разные - зеленые в том числе.



Но если серьезно, то, на мой взгляд, отсутствие "повестки" у нас и ее присутствия там - это следствие одного и того же фактора - макетинговых интересов автора. По крайней мере в книгах, ориентированных на массовый рынок.

В Штатах непременное введение в книгу женщин, цветных и ЛГБТ часто обусловлена стремлением "зацепить" эти потребительские группы, весьма многочисленные и влиятельные. У нас с точки зрения продаваемости строго противоположная ситуация. Даже просто женский пол главного героя, несмотря на все плюсы книги, просаживает продажи на АТ процентов на 50-70, а уж наличие в книге гея убивает их насмерть. Поэтому никакой "повестки" у нас в коммерческой фантастике нет и в ближайшее время не будет. Ничего личного, просто бизнес.

Россия - дико консервативная страна и степень этого консерватизма просвещенная публика, страдающая от отсуствия "повестки", боюсь, даже недооценивают. Заведомую неактуальность "повестки" в России очень убедительно показывают, например, именно романы "гендерной" тематики. Как известно, помимо "мужского" портала АТ, существует "женский" портал Литнет, где женщины пишут женскую фантастику, рассказывающую практически исключительно об отношении полов.

Так вот, для меня в свое время настоящим шоком стала степень популярности "условно-мазохистических" женских романов. Смысл их в том, что властный герой всеми возможными способами доминирует над героиней, та же, пройдя путь от ненависти до любви, влюбляется в него как кошка и становится ему послушной супругой.

Ну вот, например, номер 5 сегодняшнего топа - Анна Гур "Наваждение Монгола".

Тэги: от ненависти до любви, властный герой, девственница



Аннотация:

- Первая брачная ночь по праву моя!
- У меня свадьба... Что вы себе позволяете?! Я ничего вам не должна!
Прищуривается, восточные глаза незнакомого мужчины наполняются дикостью.
- Не ты. Твой жених задолжал мне жизнь. Теперь Айдаров ответит за все.
- Кто вы?! - наконец, выдавливаю из себя.
- Монгол, - он проводит грубым пальцем по моим губам. - Ты не вернешься в дом отца, запомни. По традиции моего народа невеста должна быть девочкой. Вот сейчас и проверим. Снимай платье.

И этих "влюбленных в насильников", "проданных в рабство" и "беременных от отчима" - легионы. Причем эти книги пишут не угнетенные женщины Востока - нет, вполне себе свободные, прогрессивные и хорошо образованные дамы, некоторые даже с филолгической степенью.

Почему они это делают?

Ответ простой - потому что покупают ЭТО. Потому что большинство покупательниц свято уверены, что мужчина должен быть брутальным, властным и грубым - иначе что это за мужик такой?

Да вы хотя бы названия зацените: "Контракт с боссом", "Жена-пленница. Я не позволю тебе уйти", "(не) Желанная герцогиня", "Свадьба по приказу, или Моя непокорная княжна", "Единственная для Буйного", "Желание генерала - закон", "Мой сводный мерзавец" - и это только с первой страницы топа. А дальше - все те же "Ребенок от Тирана".

Насколько подобная "гендерная фантастика" распространена?

На Литнете очень важен раздел "В тексте есть" - набор тэгов, по которым каждая читательница сразу может составить примерное представление, о чем книга. Ну например: "властный герой, богатый парень и простая девушка, беременная героиня". Или "ребенок, бытовое фэнтези, неунывающая героиня".

Так вот, с год назад я снял тэги со ста самых популярных книг Литнета - мне было интересно, какие тэги будут самыми популярными. С огромным отрывом всех порвал "властный герой", украшавший больше трети всех бестселлеров. Вот верхняя часть таблицы:

36 - властный герой
19 - очень откровенно
12 - от ненависти до любви
09 - любовь и страсть
08 - драконы
08 - вынужденный брак
07 - разница в возрасте
07 - магическая академия
07 - беременная героиня.

За год мало что поменялось. По крайней мере, на семи книгах из сегодняшнего топа-15 красуется "властный герой", но я сильно далеко не лез - наткнулся на книгу Киры Лафф "Пленница палача", продолжение бестселлера "Мой новый хозяин". Зацените аннотацию:

- Ты просишь простить предательство? - Палач усмехается. - А что я получу взамен?
Тяжёлая ладонь ложится на мой затылок, собирая длинные волосы в хвост.
- Чего ты хочешь? - тихо спрашиваю я, содрогаясь всем телом.
- Чтобы ты приняла своё положение, - его глазах отражается пламя свечи, делая их дьявольски завораживающими. - Ты моя, Лира. Запомни. Ты - собственность Палача.

Он мой демон и искуситель.
От него не сбежать, хоть я и пыталась.
Тьма его порочной души скоро проглотит меня.
Ведь теперь я лишь игрушка в руках Палача.



8557 библиотек, 231801 просмотров, 962 лайка и рейтинг 1110 звезд.

А вы, Галина Леонидовна, про сосиски..

литнет

Previous post Next post
Up