Это как история с Ту-4. Нужен был самолёт, способный доставить ЯО до другого континента. Туполев пообещал Сталину сделать самолёт лучше, чем Б-29. Сталин сказал, что лучше не надо, а постройте вот точно такой. Начали. И тут выяснилось много неприятных моментов. Сталей нужных марок нет. Сплавов нужных нет. Шланги высокого давления, подобных тем, которые использовались на самолёте, советская промышленность тоже не выпускает. И так по многим пунктам - вплоть до красок и лаков. Вот так создание одного самолёта подняло многие отрасли промышленности.
Вот именно! Я бы сказал (пусть даже с позиций послезнания), что объективно прав в этом случае оказался не Туполев, а Сталин. Ибо Туполев наверняка бы стал исходить из того, что уже достигнуто и вообще танцевать от имеющейся печки. Неизвестно, получилось ли бы лучше, но того комплексного результата, как от реплицирования В-29, точно бы не было.
Вот поэтому и вызывает недоумение проницательность Сталина в некоторых вопросах перевооружения вооруженных сил и полное доверие (а иначе что?) отдельным, бросающим вызов научному сообществу малообразованным выскочкам типа Лысенко с его борьбой с достижениями мировой генетики и космополитизмом в советской агробиологии.
/кораблестроение само по себе представляет авнгардное направление в промышленности/ - Черток в воспоминаниях подчеркивает, что даже в 60-е гг. ракетные проблемы часто передавались для решения в судостроительные КБ и заводы. Помню даже в уральских гостиницах появлялись морские офицеры...
А линкор нельзя автоматически превратить в десять тысяч квартир. Зависимость "пушки - масло", мягко говоря, нелинейна, особенно если масляная задача считается столь же актуальной, как и пушечная. По-настоящему серьёзные ошибки в управлении советской экономикой лежат скорее совсем в других областях, чем в выставлении определённого ползунка на шкале ВПК - ТНО.)
Плюс к тому - СССР, вообще говоря, не только готовился к немедленной войне, но при этом должен был учитывать и учитывал вариант, при котором войны удастся избежать. Если представить реальность, в которой угрозы немедленной войны просто нет, а есть лишь отдалённая перспектива таковой, то вопросы об адекватности кораблестроительной программы должны тут же отпасть.
//Тем не менее новых линкоров они вроде не строили после ВМВ// - так а на фига еще? Во-первых, они войну начали с 17-ю ЛК, а закончили с 23-мя, из которых 10 было совсем свежих, менее 10 лет в строю. И это не считая авианосцев и прочего. Во-вторых, воевать стало объективно не с кем - противника равной весовой категории на горизонте не просматривалось. Зато авианосцы строить возобновили уже с 1952-го. Макс, конечно, скажет, что они там с жиру бесились и бабло пилили)))
> готовясь к войне в ближайшее время, глупо затевать столь громадное строительство, практические результаты от которого проявятся в лучшем случае через десяток лет. Чегой-то? Чего ж тогда немцы не стали дожидаться плодов атомного проекта, намечая свои блицкриги?
//Чего ж тогда немцы не стали дожидаться плодов атомного проекта, намечая свои блицкриги?// - "Элементарно, Ватсон!" Они рассчитывали именно на блицкриги, которые даже всерьез собирались победоносно завершить с тем же оружием, с каким и начали. А уж потом выяснять отношения со всякими Америками и прочими "большими дядьками".
Мол, если у нас будет Псковская область и Крым с Сувалками и Гродно (см. План ОСТ), то построить десяток авианосцев, ядерную бомбу и стратегические бомбардировщики, которые армадами превратят Америку в труху, налетая с АЗОРСКИХ островов (!!) - см. Проэктор - будет легкой и приятной задачей)).
Comments 63
Начали. И тут выяснилось много неприятных моментов. Сталей нужных марок нет. Сплавов нужных нет. Шланги высокого давления, подобных тем, которые использовались на самолёте, советская промышленность тоже не выпускает. И так по многим пунктам - вплоть до красок и лаков.
Вот так создание одного самолёта подняло многие отрасли промышленности.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Помню даже в уральских гостиницах появлялись морские офицеры...
Reply
А вот этот момент у Чертока мне как-то не запомнился, придется освежить в памяти.
Reply
(The comment has been removed)
По-настоящему серьёзные ошибки в управлении советской экономикой лежат скорее совсем в других областях, чем в выставлении определённого ползунка на шкале ВПК - ТНО.)
Reply
Reply
Reply
Тем не менее новых линкоров они вроде не строили после ВМВ, а только модернизировали имеющиеся.
Reply
- так а на фига еще? Во-первых, они войну начали с 17-ю ЛК, а закончили с 23-мя, из которых 10 было совсем свежих, менее 10 лет в строю. И это не считая авианосцев и прочего. Во-вторых, воевать стало объективно не с кем - противника равной весовой категории на горизонте не просматривалось. Зато авианосцы строить возобновили уже с 1952-го. Макс, конечно, скажет, что они там с жиру бесились и бабло пилили)))
Reply
Чегой-то? Чего ж тогда немцы не стали дожидаться плодов атомного проекта, намечая свои блицкриги?
Reply
- "Элементарно, Ватсон!" Они рассчитывали именно на блицкриги, которые даже всерьез собирались победоносно завершить с тем же оружием, с каким и начали. А уж потом выяснять отношения со всякими Америками и прочими "большими дядьками".
Reply
Мол, если у нас будет Псковская область и Крым с Сувалками и Гродно (см. План ОСТ), то построить десяток авианосцев, ядерную бомбу и стратегические бомбардировщики, которые армадами превратят Америку в труху, налетая с АЗОРСКИХ островов (!!) - см. Проэктор - будет легкой и приятной задачей)).
Reply
Reply
Leave a comment