Иерусалим разумеется бездонен. Ходишь сто раз мимо какого-нибудь камня, или двери, или еще чего малопримечательного на первый взгляд, а на второй видишь историю. И не одну.
В переулке, ведущем через площадь под названием Муристан к ХГГ мимо евангелистской церкви Спасителя, мало кто останавливается. Да оно и понятно. Молитвенный дом ведь можно называть Храмом где угодно, только не здесь. В Иерусалиме-то понятно, что Храм один. И не только христианину, кстати сказать.
Но бывает идешь дорогой не один раз и не два, и начинаешь смотреть по сторонам, и видишь, например такое:
Надпись на английском языке рассказывает пытливому путешественнику примерно следующее, по пунктам:
- Здесь на Муристане находился первый госпиталь рыцарей св. Иоаннна Иерусалимского в 12 и 13 веках.
- В 1882 году верховное представительство самого почитаемого в Британии ордена госпиталеров св. Иоанна Иерусалимского основал в Святом Городе офтольмологическую лечебницу, возродив (таким образом) гуманитарную и благотворительную деятельность своих предшественников.
- В течение одиннадцати лет, с 1949 по 1960 гг. Деятельность эта была сосредоточена в примыкающих зданиях, известных как дом Ватсона и дом Стратерна.
- В память о чем в 1972 г. разбит этот сад и установлен этот камень.
Такая вот исчерпывающая историческая справка за последние примерно тысячу лет. .
Ну, начнем с первого пункта.
Название «Муристан»
место получило очевидно от искаженного персидского «бимарестан» - больница. Правда оно за ним закрепилось уже после того, как средневековые госпитальеры покинули Иерусалим в 1187 г. по настоятельной просьбе Салах- а-Дина. Ну он же, даром что основатель династи Айюбидов и султан Египта и Сирии, был самый что ни на есть курд персидского происхождения.
Но что имя, медицинскую помощь оказывали здесь к тому времени уже лет 600.
Если верить энциклопедиям и другой авторитетной литературе, уже в 6 в., по указанию папы Григория Великого, в Иерусалиме появляется первая больница для паломников. Ну оно и понятно - к тому времени когда одержимые сакральным пиллигримы, в отсутствие дорог и общественного транспорта, добирались наконец до Святой Земли здоровье их было наверняка расшатано изрядно. Однако тропа эта народная не то что не заростала, а наоборот. И несмотря на то, что город уже с середины 7-го века находится под властью мусульман, паломничество в Иерусалим занимает почетное место среди приоритетных маршрутов раннесредневекового путешественника. Так что пару сотен лет спустя Карл Великий велит имеющуюся больницу расширить. Ну 9 век, смена тысячелетий на носу, миллинарные настроения, мессия, конец Света ( или начало) и т.п.
Правда мессия в тот раз не явился, зато явился в халиф эль-Хаким из династии фатимидов, который в 1005 году разрушил Храмом Гроба и Воскресения, а заодно с ним и вышеупомянутую больницу. Впрочем, не прошло и 20-ти лет, как итальянские купцы получили от следующего по счету халифа, эль-Заира, разрешение больницу восстановить. Ну перед итальянскими купцами в те времена и не такие двери открывались, тем более, что эль-Хаким этот вообще исчез как испарился. Хотя некоторые уверены, что тоже не навсегда. Но это так, к слову.
Короче, госпиталь отстроили заново и не один. В непосредственной близости от ХГГ ( тоже восстановленного частично Константином Мономахом, тем самым которого шапка) была возведена церковь Sancta Maria Latina и при ней мужская гостиница и больница, а рядом - женская Sancta Maria Parva (в переводе с латинского «небольшая»). Ну может женщин в те времена среди паломников было меньше, чем мужчин, или они тогда уже были здоровьем крепче... Так или иначе, христианские пиллигримы не оставались на Святой Земле без медицинской помощи, предоставляемой им самоотверженными монахами ордена Бенидиктинцев.
К началу крестовых походов приюты эти, по-латински hospium, управлялись неким отцом Жераром о котором мало что известно, кроме того, что он и стал основателем нового ордена, или братства, госпиталеров. Устав братства был утвержден Римским папой в 1113 г. Патроном был назначен святой Иоанн, правда не совсем понятно какой именно. Большинство все-таки склоняются поначалу в сторону Иоанна Милостивого - Александрийского патриаха, прославившегося тем, что нищим подавал и бездомных привечал. Правда потом видимо решили, что Креститель на роль патрона подходит больше.
С приходом на Святую Землю крестоносцев работа закипела. Иерусалимское королевство вообще подняло туризм на принципиально новый уровень. Ну в пределах возможного, разумеется. Путешественник в 1170 г. пишет в дневнике, что пациентов в больнице около 2 тысяч а при них 8 докторов и 9 санитаров. То есть не густо конечно, но все-таки лучше, чем ничего.
А в 1187 году, когда Иерусалимскому королевству пришел неокончательный конец, госпитальеры из города на 40 лет ушли, но потом видимо все-таки вернулись ненадолго. Во всяком случае есть мнение, что именно у них останавливался лидер Шестого крестового похода Фридрих 2, и от них пошел (скорее всего пешком) в ХГГ, где и короновал сам себя 18 мая 1229 года безо всяких церемоний.
Что стало с этим местом после окончательного ухода Крестоносцев со Святой Земли сказать с уверенностью нельзя. Есть источники, утверждающие, что при мусульманах тут была больница для душевнобольных. Хотя, разумеется никто не может утверждать что и в прежних больница лечились исключительно душевноздоровые. Ну а вобщем здания постепенно разрушились. Вернее разрушались.
Продолжение следует