Роберт Нозик ("Анархия, государство и утопия") предлагает интересный вопрос о государстве и демократии. Он может понравится тем, кто поучаствовал в обсуждении
предыдущего вопроса - про государство и бандитов.
Для начала надо ознакомиться со следующей последовательностью событий и примерить эту историю раба к себе:
1. Есть раб, полностью зависящий от
(
Read more... )
Comments 37
Ну, и хорошо бы знать, каким кругом ограничиваются возможности хозяина для запрета различных видов деятельности в п. 6.
Reply
Поскольку сначало речь идет о "хозяине", а потом о "они", которые и решают. Первый вариант - очевидное рабство, второй вариант - демократия.
Reply
С "либеральной" точки зрения вся эта чехарда с девятью пунктами излишня: важно не то,
кто за что может голосовать (нет в этой процедуре ничего специфически либерального),
а насколько нарушаются права людей -- каждый из пунктов имеет потенциал несколько
увеличить свободу, но гарантий тут нет. Возможно, рабы на первом же собрании решат
отменить налоги, а возможно всё будет как обычно при демократии.
"Республиканский" подход позволяет уточнить некоторые моменты.
Но сразу надо уточнить, что по этому списку непонятно: начиная с п.6 хозяин самоустраняется от управления рабами,
или же просто временно делегирует им часть полномочий. В зависимости от этого есть
несколько вариантов.
Если хозяин не самоустраняется, сохраняет за собой право в будущем ( ... )
Reply
Рабство, это "отсутствие личной свободы", возможность(!) принуждения. К имуществу, выборам, голосованию отношение имеет косвенное, как причастность. Ни одного раба не принуждают "все время", следовательно "время принуждения" вторично. Тот, кого принуждают 2 часа не является в два раза свободнее, чем принуждаемый 4 часа. Они оба - рабы.
С этй точки зрения - указанная история остается историей раба до конца.
Но... всегда и у каждого есть возможность "отказаться от принуждения". Многократно говорилось что рабство "внутри" человека. Да, в ряде случаев цена свободы кажется неприемлемой, но каждый раб настолько, насколько принял это положение.
И с этой точки зрения так же ни один из пунктов от прочих не отличается. Кроме одного - на 6-м пункте "цена свободы" значительно уменьшается. Следовательно порог "рабства" будет преодолен большим числом людей. Но часть рабов останется таковыми и после окончания истории...
Reply
суть как раз в этом. рабами люди остаются покуда подчиняются, также как и хозяевами - покуда приказывают, и им подчиняются другие.
кстати можно придумать 10й пункт:
10 тысяч рабов неких людей, в общество которых вы попали (допустим это все население некого острова), считают, что если вы живете на частной земле, вы обязаны выполнять требования ее хозяина. обычно это - работа 5 дней в неделю скажем. своей земли у вас нет, и свободной земли на острове тоже нет. будете ли вы рабом одного из этих людей, на чьей территории вы будете жить?
Reply
Reply
Кстати, гораздо любопытней что в эпоху Юрьего дня (а до введения Юрьева дня перейти можно было в любой день) НЕ помещик определял можно ли крестьянину его покинуть, а "надсистема". Зато сейчас государство решает может ли человек его покинуть (blank permit)? т.е. хозяин рабов решает могут ли рабы уйти к другому хозяину. Тем более непонятно как это влияет на степень рабства.
Reply
Reply
Leave a comment