А. ЧУТЬ-ЧУТЬ ЖИВОТНЫЕ

Oct 01, 2014 10:58

http://olkan.livejournal.com/252984.html:ДЕТИ не могут рефлексировать. Они не могут вдруг увидеть себя со стороны и сказать "ох, как мне сейчас легко и беззаботно"... Это мы ВЗРОСЛЫЕ, страдая от нагрузки взрослости, пытаемся искать выход и выдумываем, что тогда мы ощущали легко и беззаботно. ( Read more... )

ребёнок, родитель, разум

Leave a comment

Comments 8

staerum October 1 2014, 07:06:12 UTC
Это до какого возраста такие "дети"? Мои самонаблюдения не подтверждают такое где-то с пяти лет. Рефлексия именно "ох как мне сейчас легко и беззаботно" или "ох как мне сейчас плохо" именно с целью зафиксировать момент и уметь к нему возвращаться, когда будет не так, была и не однажды.

Reply

v_ersilov October 1 2014, 13:42:32 UTC
Фиксация момента и умение к нему возвращаться -- ещё не рефлексия. Животные запоминают и умеют вставлять значимое событие в поведенческую цепочку. У ребёнка работает эта же «логика комфорта». Ваши слова «когда будет не так» подтверждают механизм стремления к комфорту (избегания дискомфорта). Конечно, инстинктивное поведение ребёнка значительно усложнено «пассионарным инстинктом суггестивной экспансии» и ВСС.

Социальную поведенческую цепочку отрока (старшего ребёнка) трудно отличить от таковой подростка, хотя второй время от времени использует психологическое новообразование -- простейший механизм индивидуального мышления, включающий рефлексию (отвлечённое вИдение своих текущих и иных возможных действий), абстрагирование (удержание и сопоставление альтернативных вариантов) и выбор (осуществление одного из вариантов). Обретение указанного новообразования имеет расплывчатые границы календарного возраста.

Reply

staerum October 1 2014, 16:59:02 UTC
Рассуждения нужно прилагать к исходному тексту, в котором написано:
'не могут рефлексировать.' 'не могут вдруг увидеть себя со стороны и сказать "ох, как мне сейчас легко и беззаботно"'

Со стороны увидеть себя могут, по личному опыту, неотличимо по квалиативному состоянию от подобного самоощущения в более зрелом возрасте, остальное вторично и исходит от ума и моделей, а не от опыта.

Reply

v_ersilov October 2 2014, 12:21:36 UTC
Я прилагаю рассуждения не к тексту, а к собеседнику. Меня устраивает текст Ольги в целом, поэтому он процитирован.

Её и Ваше суждения относительно способности ребёнка к рефлексии кардинально расходятся. Вы дали мне подсказку, что речь идёт о разных «психологических возрастах». В первом случае ребёнок ещё не способен рефлексировать, во втором -- уже способен. Об этом я и порассуждал.

Мне симпатично Ваше стремление ставить во главу угла личный опыт, а не модели. Собственно, каждый мал-мал самостоятельный человек пытается так делать.

Превратить уникальный опыт в метод -- дело сомнительное. Высоколобые умники наговорили об этом моря слов и написали горы книг. Способов поупражняться в «методе жить» -- не счесть! Вчера вот узнал о делении некой части умников на квалиафилов и квалиафобов.

Reply


tmish October 1 2014, 08:46:34 UTC
>>>ДЕТИ не могут рефлексировать

Первое, что я про себя отчетливо помню - моменты чистой рефлексии, взгляд как бы со стороны, абсолютная невовлеченность. ))) Именно так: "а мне же сейчас легко и беззаботно".

Впрочем, верю, что нормальные дети рефлексировать не могут - поэтому среди них мне было так скучно. И, видимо, моя фантастическая гипотеза насчет "наездников", подселяющихся в довербальном возрасте, имеет кое-какую основу.

Reply

v_ersilov October 1 2014, 16:36:43 UTC
Если сопоставить то, что Вы говорите с приведёнными мною выше механизмами, то выбрать придётся «логику комфорта». Только почему-то в Вас отпечатались не напряжения, связанные с поиском (уходом от) комфорта (дискомфорта), а блаженство самого комфорта. Кто-то, видимо, сильно этому способствовал.

Reply


Leave a comment

Up