Про этого ихнего Сенчукова и про этот евонный КОНТЭН

Nov 06, 2016 23:04

Слоупок я, и этого не скрываю. Только сейчас удосужился посмотреть тот нашумевший выпуск "Боевых ботаников", который произвел неистовое бурление говн крайний ажиотаж в секте "свидетелей КОНТЭНа" и сочувствующих им. Ну-с, что скажу со своей неизменно субъективной колокольни в связи и по поводу?



Прежде всего, скажу, что ЭТОГО СЛЕДОВАЛО ОЖИДАТЬ. Раньше или позже, ибо - сколько веревочке ни виться...

Само имя некоего Сенчукова Ю.Ю. стало известно вашему скромному повествователю добрых пару десятилетий назад, когда на книжном развале (ныне уже ставшем достоянием истории) попалась на глаза следующая крупноформатная книжица -



Продаван за нее просил по-божески, думаю - дай-ка заимею, авось получится выудить что-нибудь толковое. С толковой литературой тогда, несмотря на невиданный бум, был преизрядный напряг, основную массу составляли разного рода "пособия" в духе "Стань непобедимым за неделю" (утрирую, конечно... но не сильно). Уже успел выпустить кучу макулатуры тогда известный, а ныне почти забытый бредогенератор Медведев (не президент и не премьер), навешавший на уши доверчивого обывателя тонны макаронных изделий про "Шоу-дао", про "Унибос" и про то, "Как дрались в НКВД" (в последней, что забавно, не было сказано ровным счетом ничего насчет собственно НКВДшных методик - но это, блиннн, абсолютно никого не смущало!). Еще не успел пропиариться лысо-брутально-мазохический Кочергин со своей "абсолютной беспощадностью". Да, кстати, еще встречались "шедевры" за авторством некоего Попенко, в коих ниндзи с мечами за спиной десантировались на крыши небоскребов с вертолетов и ушибали облаченных в камуфляж противников прикладом арбалета. Короче, среди всей этой бульварной пестроты книжка Сенчукова ничем особенным не выделялась.
Раскрыв и начав просеивать текст на предмет отыскания ценных крупиц, ваш повествователь похихикал над примитивной коммерческой заманухой про жутко эффективную методику старинных китайских гопников и прочих маргиналов - оцените сами (от кого исходят ехидные реплики жЫрным шрифтом - догадайтесь с трех раз):

"Об этой группе китайских боевых техник мало кто знает. Сами китайцы называют их «грязным у-шу», так как в них и речи нет о каком либо благородстве и снисхождении к противнику. Их целью, в отличие от традиционных методов ВЕДЕНИЯ, является моментальное ПРЕСЕЧЕНИЕ боя, то есть лишение противника физической возможности его продолжать"
(угу, угу, а традиционный каратист, конечно же, старался удовольствие от боя растянуть подольше, особенно если противником выступал какой-нибудь пират-вако с длинной острой железякой или отмороженный ронин, тоже с железякой - ведь как после можно было бы понтоваться перед односельчанами: "А он ка-ак! А я его голой пяткой сквозь доспехи - бац!бац!бац! - сто раз подряд, а на сто первом он и помер!". И конечно же, категорический императив "иккен хиссацу" придумал ради тех же понтов уже Фунакоши в просвещенном XX веке...)

"Да-цзе-шу - это искусство вставлять палки в колеса, это искусство не дать другому проявить свое умение, это набор всевозможных, зачастую очень жестоких подлостей и хитростей, искусство нарушать правила игры.
Если символом традиционных боевых искусств издавна выступает меч, то символом Да-цзе-шу можно было бы избрать бич, кнут.
Меч - оружие благородное, олицетворение уважения к противнику. Меч решает, кто из двоих сильнейший. А кнутом погонщик загоняет в стойло быка, зная, что бык сильнее. Кнут - символ презрения, отсутствия всякого уважения, кнут - орудие принуждения, укрощения. Мечи могут вести разговор, кнут - нет. Он только бьет. Именно это так и возмущало адептов благородных учений, именно это и внушало наибольший страх"
(ох, какие страсти-мордасти! Остается лишь задаться наивным вопросом: почему ж тогда вояки по всему глобусу на протяжении тысячелетий старались вооружаться малополезными мечами вместо таких замечательных кнутов?)

Далее там следует всевозможная чушь наподобие "Сколько надо тренироваться, чтобы быть уверенным, что ваш удар в челюсть нокаутирует противника? - Как минимум, полгода. А цепляющий удар костяшками пальцев по носу действует наверняка уже после одного-двух дней обучения, выводя из строя практически любого здоровяка не меньше чем на неделю. Действует наверняка - но при этом сил на его выполнение требуется вдесятеро меньше" (ага - вот только пусть этот выпускник двухдневных "курсов молодого мордобойца" своим цеплящим ударом сначала ПОПАДЕТ по носу оппонента! Подозреваю, что гр. Сенчуков, никогда не занимавшись фехтованием, не представляет себе, сколько народу "после одного-двух дней обучения" не может попасть в мишень размером с большую суповую тарелку банальным уколом, идущим по самой удобной для прицеливания траектории...)

Дальше - больше: "Мечом - воображаемым или настоящим - не следует ни рубить, ни колоть. Меч должен осуществлять режущую работу. При рубке сила удара велика, но большую часть времени оружие находится вне контакта с противником ... На уколе же, совершив свою разрушительную работу, меч вынужден двигаться назад, чтобы не быть зажатым в теле противника и получить возможность для нового действия. Резать же можно как на себя, так и от себя, как вперед, так и назад, используя при этом всю длину клинка"
(в принципе, после этого пассажа дальнейшее чтение можно было бы бросить нахрен, ибо ясно, что аффтар не имеет никакого опыта оружейных тренировок, подменяя таковой умствованиями - и это вопреки собственным заявлениям, что "невозможно по-настоящему научиться боевому искусству, если не изучать одновременно работу с оружием, без оружия и против него". Но я решил проявить упертость!:))

Чем дальше в лес, тем толще партизаны: "Считается - и не без причин, что удар ладонью более опасен, чем удар кулаком, поскольку поражает не поверхность тела, а посылает ударную волну во внутренние органы" (ясненько - кулаками люди от века лупили друг друга исключительно из человеколюбивых побуждений, чтобы, не приведи господь, не послать ударную волну во внутренние органы!)

Совсем потрясло (как отставного рапириста) утверждение, будто бы "тонкая и чувствительная рапира при усилии 500 г пронзает насквозь свиную тушу, пробивая при этом лопатку". (Да-да-да, я понимаю, что это чисто иносказательная иллюстрация некоего более глобально принципа, но... Какое, к чертям свинячьим, "усилие 500 г"?! И представляет ли себе вообще тот Сенчуков прочность свинской лопатки?)

...Ну, и дальнейший чудовищно эклектичный винегрет из банальностей, мифов и авторских вымыслов. Пролистав его и будучи основательно разочарован, закинул я ту книжку подальше, придя к выводу, что написана она очередным сочинителем, ни фига не умеющим, кое-чего нахватавшимся и при этом претендующим на некое знание(tm). Дабы это знание с выгодой для себя втюхать лохам педальным наивным людям. Разумеется, бывают искренне заблуждающиеся, всерьез уверовавшие в свои измышления - однако сами измышления от такой глубокой веры в них со стороны выдумщика не становятся ближе к реальности.

Шло время, ваш скромный повествователь обнаружил сайт сенчуковской секты (http://www.conten.ru/), на который время от времени даже заглядывал - все-таки, встречались на тамошнем форуме и достаточно адекватные люди. Правда, именно встречались - в прошедшем времени. На сегодня уже не встречаются, исчезли, уступив место слабоумным, демагогам и просто болтунам. Но еще несколько лет назад, повторю, интересные и адекватные люди там, бывало, высказывались. Да и сам Сенчуков порой писал вещи вполне здравые, так что даже начало складываться впечатление, что человек просветился, расстался с прежними глупостями и все такое. В конце концов, он же вроде как занимался (если ему верить) тренерской работой?

И вот, пожалуйста, то самое кино:

image Click to view



Начну препарировать увиденное.

Из ответов на вроде бы детски-наивный вопрос ведущего насчет "критериев эффективности единоборств" мне лично показались наиболее вразумительными тезис Басынина (повторяющий старое, но вовсе не устаревшее положение "дерутся не стили, а их представители") и целая мини-лекция:), которую произнес умница-качок Павел Бадыров (этому человеку я вообще нередко готов мысленно аплодировать). А вот Сенчуков, что называется, съехал на базаре... Шотокановец Алексеев, правда, тоже удивил меня, как старого каратюгу советского "разлива", рассуждениями (на 13-й минуте) о том, что дескать, кто в шотокане отрабатывает удары коленями и локтями? Ну, я отрабатываю - как минимум во время ежедневного повторения кихона, сиречь базовой техники. Хотя возможно, это именно сказывается советский "разлив", исключавший странное деление техники на "классическую" и "спарринговую".

На 20-й минуте Бадыров опять порадовал, растолковав буквально на пальцах провальность идеи создания "лучшего прикладного единоборства", поскольку все равно поединки в нем будут проходить ПО ПРАВИЛАМ, а реально убивать соперника никто, извините за банальность, не разрешит. Да и сами участники не захотят, такая фантастика случается разве что в киношках вроде "Американского самурая". Готовый ответ всем дурачкам, фапающим на ММА.

Алексеев на 22-й минуте вновь изрек удивительное - о якобы неприменимости блока аге-уке. Хм, как говорится, "а мужики-то не знают!". По крайней мере, один мужик - имею в виду самого себя. Поскольку, не испытывая "классико-спаррингового дуализма", дерусь при надобности посредством каратистических техник, то и этот "неприменимый" блок однажды использовал. Ну да, всего лишь раз (что поделать, "житие мое" состоит отнюдь не из одних драк!), но зато очень даже результативно, сразу же переведя его в захват руки недоброжелателя. В общем, странно мне такое слышать.

Наконец, на 26-й минуте опять берет слово Сенчуков и... И гонит пургу, что у него, извольте видеть, есть ответы на все эти вопросы, что он их двадцать лет повторяет, что в каратэ то не так и сё не этак... (Ну да, конечно, каратэ - это фуфло для лохов, слышали миллион раз, это почему-то обожают повторять все офисно-диванные критики, никогда им не занимавшиеся). Когда следует апелляция к "дракам на Ю-тубе", становится вообще смешно, если особенно учесть, что засняты там драки полнейших дилетантов.

На 33-й минуте - опять заходит речь про многострадальный аге-уке. Который, в сенчуковской трактовке, есть не что иное, как хлест в направлении физиономии противника. Наивно спрошу: на кой хрен? Получится чистый финт, заведомо лишенный поражающего действия. А ну как противник не среагирует на него предполагаемым отшатыванием, что тогда? И кстати, а откуда вообще они все взяли, будто вектор усилия в аге-уке направлен вверх? Сколько его отрабатывал и применял в спаррингах, а также единственный раз IRL, шел тот вектор вперед-вверх-наружу - почувствуйте разницу.

На 35 - 36-й минутах довелось узреть момент, ставший источником баттхёрта "сведетелей КОНТЭНа", когда Басынин бил (весьма, впрочем, условно, как человек адекватный) высокий маваши-гери по Сенчукову, тот имел довольно бледный вид, а после началось: "Это не кихоновское маваси!". Ага, и это изрекает человек, сам же незадолго провозгласивший кихон "собранием ученических ошибок"! Ну вот, сделали тебе не по-ученически, какого ж еще черта надо-то? Шлепок же (на 37-й минуте) по мешку в исполнении самого глав-КОНТЭНовца - это, мильпардон, какой-то сущий плач Ярославны!!! Предпочитаю не писать о технических нюансах, но тут, как Лев Толстой по другому поводу, "не могу молчать". Ведь он же при этом просто поднимает бьющую ногу, не имея представление о стартовом толчке носком ее - откуда ж при таких делах взяться скорости?? И опять заводит шарманку: "каратистский кихон... нога выносится через сторону...". Ох, ё-моё, ну зачем так упорно и даже, я бы сказал, агрессивно преподносить собственное невежество как некое недоступное другим знание? Человек с апломбом рассуждает о том, в чем элементарно не разбирается.

На 48-й минуте - опять есть смысл послушать Бадырова, который разжевывает традиционнейшую вещь под названием "тай-сабаки", прекрасно известную мне черт-те с каких пор, но оказывается, незнакомую и малопонятную много кому сейчас. Вот так - думаешь, что это элементарщина, а для кого-то, как выясняется, сущее открытие...

57-я минута - для меня очередная минута недоумения: "в кихоне так, а в кумитэ - так". Блин, зачем??!! Зачем нужен кихон, не соответствующий тому, что будет выполняться в реале? И почему я, старый дурень, свой кихон проделываю сразу с расчетом на реальное использование?

Битье Алексеева в пресс (в начале 2-го часа) развлекло и напомнило наши давнишние забавы в том же духе. А то, что "великий" Сенчуков оказался самым хреново бившим, уже воспринимается как закономерное.

10-я минута 2-го часа. Звучит слово "стойка", и мне снова грустно. Поскольку старого дурня, когда он еще был молодым, учили: нет никаких стоек, это непонимание, порожденное неверным переводом, а есть формы шага. Нет стойки, допустим, дзенкуцу-дачи - есть соответствующий широкий шаг вперед с надлежащим распределением веса в определенный момент, то есть, выпад. Нет стойки киба-дачи - есть движение вбок с одновременным понижением центра масс. И т.д. и т.п. Все виртуально и мимолетно, "камаэ существует и не существует", как завещал Миямото наш Мусаси.

На 13 - 14-й минутах попытки Сенчукова использовать свои руки против рук Басынина вновь оставляют удручающее впечатление. Спрашивается, что мешает блокировать с хорошим вложением (не "поставить блок", а именно ударить им), за счет этого повернув атакующего в удобное для себя положение? У меня же почему-то получается, хотя я себя корифеем всех боевых искусств не объявляю и учить всех подряд, "как правильно делать" их технику, не берусь. И "двойка", о которой заходит у них разговор дальше, жестким блоком (а не символическим шлепком!) тоже отлично прерывается "на самом интересном месте".

Фраза Сенчукова (мы ж все-таки о нем) на 19-й минуте 2-го часа, что он, видите ли, "не отвечает за него", то бишь за собственного ученика, убила наповал. Лично я, как индивид, не чуждый время от времени сэнсэйской деятельности, после такого просто счел бы, что больше не имею морального права кого-то чему-то учить. Ну, видать, отстал я от жизни с такими старомодными воззрениями... Кстати, ученик (как выясняется по ходу беседы, раньше "занимавшийся КОНТЭНОМ по Интернету" - face palm!!! - а теперь имеющий всего лишь двухмесячный тренировочный стаж) тоже лопух из лопухов, ибо реалистично мыслящий человек на его месте бы смекнул, что рановато ему со свиным рылом в калашный ряд участвовать в подобных мероприятиях, да еще на камеру. И кстати же, как могло так получиться, что патриарх КОНТЭНа вроде бы столько лет, даже десятилетий, преподает, а толковых учеников как не было, так и нет? Некий доктор Кано из глухой страны, в то время мало отличавшейся от жопы мира, за аналогичный срок развил свое дзюдо с нуля до признанной школы, и это при гораздо меньших возможностях получения и обработки необходимой информации, чем в наши дни.

24-я минута 2-го часа. Знаменитая сенчуковская подставка задницы под лоу-кик... Воистину - "плачь, русская земля, но и гордись!". И я опять вопрошаю: на хрена?

27-я минута - великолепная фраза Басынина: "Чё Вы так смотрите? Вы столько лет занимаетесь единоборствами, и сейчас допустили ошибку новичка!". Ну-ка, кто там в начале ролика вещал про "набор ученических ошибок"?

28-я минута, проход в ноги - выполняет опять Басынин, ноги - Сенчукова. Ну ё-моё, отшаг назад с элементарным (кихоновским!) тецуи-учи решает проблему не худшим образом, и это всего лишь один вариант. Однако беспощадный критик "набора ученических ошибок", по видимому, с этим незнаком. Гранаты Кихон у него не той системы! В дальнейшей партерной Камасутре возне в партере, если на то пошло, бывшего дзюдоиста в Сенчукове тоже не видно - хотя помнится, говорил он о наличии у себя такого опыта. Странно, неужто возможно настолько забыть некогда хорошо освоенное?

30-я минута. "Я сейчас не могу привести другого ученика. - Почему? - Потому что я только начал работать нормально". No comments, ага?

37-я минута - еще одна ученическая ошибка со стороны разоблачителя "ученических ошибок". А именно - взгляд на ноги спарринг-партнера (Алексеева). Ёлы-палы, меня от такой глупости отучили в первый же год. Первый год, Карл! А тут больше четверти века якобы занятий. Все, занавес...

Между прочим, контэновцы (включая самого отца-основателя - что его отнюдь не красит) впоследствии подняли плач вселенский, что их патриарха в передаче всячески гнобили, мешали с дерьмом и вообще запинали под шконку опустили ниже плинтуса. Не знаю, не знаю. Видать, не приходилось Юрию Юрьичу оказываться в ситуациях, когда за базар могут спросить свои слова приходится подтверждать на практике. На мой взгляд, ему достались на редкость доброжелательные и корректные собеседники - мне есть, с чем сравнивать. Добряк Бадыров так и вообще ему буквально оказывал моральную поддержку. Во всяком случае, Сенчуков получил возможность, что называется, сохранить лицо, и лично я бы на его месте не бухтел. Впрочем, я ему, конечно, не указ.

Потом на контэновском форуме началось виртуальное махание кулаками после драки, оказалось, что сам Сенчуков, мол, много лет ни фига не тренировался, только размышлял на диване, что он весь травмированный и прочее, и прочее. А теперь, как утверждается, спохватился и взялся лупцевать макивару. Эх-хе-хе, ребяты, ну надо же понимать: рукоприкладство - такая специфическая сфера, где между простым абстрактным знанием и конкретным умением пролегает огромная дистанция. Можно увидеть до хрена замечательной техники на пресловутом Ю-тубе, можно составить представление о том, как и что делается, но это ни фига не означает, что вы научитесь ее делать! А так, конечно, на диване можно воспарить воображением в горние выси - до первого столкновения с реальностью, которое, как в данном случае, окажется малоприятным.

Предупреждая возможные контраргументы (как там у Розенбаума в одной из древних песен: "Вот вы спросите: - А ты, ты что делаешь?"). А я, если на то пошло, говорю лишь о том, что умею. Если не умею, допустим, разбивать доски ногами в прыжке на двухметровой высоте, так и не берусь других поучать, как это лучше делается. Но что умею, то умею - в отличие от. И отмазки в виде травм (коих у меня есть, хотя лишь часть из них связана с тренировками, прочие же так, от разных жизненных обстоятельств) не выдвигаю.

Применительно же к нашему герою актуален афоризм, им же, между прочим, цитируемый в вышеупомянутой книжке:

"Если учитель не живет так, как учит, брось его - это ложный учитель!"

видео, тренировки, боевые искусства, обучение, каратэ, самооборона

Previous post Next post
Up