Про белых негров, культурную общность и стирание национальных особенностей

May 01, 2014 13:32

В комментарии к предыдущему посту ( http://v-vodokachkin.livejournal.com/114248.html#comments) тов. Ахтямов, про которого многие товарищи говорят, что он этим товарищам ваще ни разу не товарищ, опубликовал стихотворный текст, который, по причине своего невежества в теории стихосложения я не знаю, как классифицировать. Ну пусть будет, скажем, баллада.



Белый негр
(поется на мотив "Черного бумера")
Ты вырос не в окраине рабочей городской,
Мажор-парнишка с молодежи, в общем, золотой,
Так отчего же это, я не понял ни рожна,
В твоих кумирах только негритянская шпана?
Когда выходишь ты на сцену, когда скажешь "йол",
Когда пригнешься - так что руки задевают пол,
Когда с акцентом ты начнешь орать "камон-камон",
Был человек, а стал ну просто гоблин и гиббон.
Всё потому, что белым негром наш парнишка стал,
Всё потому, что был он русским , русским быть устал,
Забыл все корни и культуру, дом родимый свой,
И породился он с нью-йоркской черной гопотой.
Белый негр, белый негр,
До чего же ты нелеп,
Белый негр, белый негр,
До утра танцует рэп,
Белый негр, белый негр,
С косячком шатается,
Белый негр, белый негр,
Просто дурью мается.
Не на Ямайке парень, ты, конечно, рос,
Но , видно, ты скурил ямайских папирос,
Не от того ли, паря, стал такой ты папуас,
Что в голове твоей клубится черный ганджубас?
Все эти дреды, рэпы, честно заявляю я,
Они идут тебе, как негру наша фофудья,
Как балалайка у китайца Чан-кай-ши,
Ни грамма русской нету у тебя души.
Всё потому, что белым негром наш парнишка стал
Всё потому, что был он русским , русским быть устал,
Забыл все корни и культуру, дом родимый свой,
И породился он с нью-йоркской черной гопотой.
Белый негр, белый негр,
До чего же ты нелеп,
Белый негр, белый негр,
До утра танцует рэп,
Белый негр, белый негр,
С косячком шатается,
Белый негр, белый негр,
Просто дурью мается.

Вообще-то, тут оказалась затронута гораздо более обширная тема, нежели баянистая, не побоюсь этого слова, критика бездумного подражательства с традиционалистических позиций. И потому ваш скромный (как подобает всякому подлинно великому человеку, ГЫ-ГЫ!) повествователь в этой связи и по данному поводу имеет что сказать. Заранее приношу глубочайшее и наипокаянннейшее "sorry" насчет некой кучерявости своего слога, ибо знаю, что иных читателей сие свойство дико раздражает, но ничего не могу с собой поделать...


Пунктом номер "раз" в балладе прозвучал заупокойный набат звон по своеобразию национальных культур каждой в отдельности. Избавшись... или лучше скажем - отряхнув от ног своих (так-то круче звучит!:)) прах национальной идентичности, я, тем не менее, бьющих в сии погребальные колокола где-то даже понимаю. Хотя, разумеется, рациональное понимание вовсе не означает сочувствия с моей стороны их воззрениям. Потому что - да, было время, когда географическая мобильность населения была низкой до крайности, аж какой-нибудь пейзанин, а то и дворянин из мелкопоместных мог от колыбели до могилы проторчать на территории радиусом верст десять, и это считалось в порядке вещей. А когда где-то локально такой порядок вещей нарушался, и теми или иными готами, гуннами или еще какими сарматами овладевала "охота к перемене мест", то свидетели хватались за головы и постфактум обзывали это "великим переселением народов", ибо понаехали тут, бля, и теперь завелись какие-то новые слова в языке (слыханное ли дело - всем известного "коня" на манер тех понаехавших звать "лошадью"? Тьфу, мерзота, прости Сварог!), одежки невиданного у прадедов покроя, прибамбасы удивительные и зело прельстивые (ездили же прадеды без стремян этих новомодных, и ничё!).
Однако, кинув ретроспективный взгляд на прошедшие века, мы воленс-ноленс вынуждены будем убедиться, что бесчисленные местечковые племенные культурки числом over 9000 издавна сливались и переплавлялись в единое целое в централизованных государствах (тот же Рим, при всех своих гадостях, тем не менее являет наглядный пример такого синтеза и нивелировки национальных особенностей, и это в нем как раз составляет привлекательную сторону для потомков). Потом, с господством капитализма, миграция выросла настолько, что все прежние великие переселения на фоне рутинного ежегодного перемещения рабочей силы по глобусу стали смотреться просто несерьезно. И естественно, набрал нешуточные обороты объективный (sic!!!) процесс формирования единой общепланетарной культуры, который и на наших глазах продолжается, становясь глЫбже, шЫрше и многограннее. Ну да, всякие диаспоры (отнюдь не случайно образуемые, в первую очередь, представителями наиболее отсталых народов и потому по большей части превращающиеся в заповедники социальных реликтов) пытаются этому процессу противостоять, но шансов у них, прямо скажем, не очень-то...
А поэтому и китаец с балалайкой (а why бы и not, в самом деле?), и даже фофудья на негре (с чего только она вдруг у автора превратилась в "нашу"? - моя недоумевай:)), и даже эскимос под кондиционером из разряда курьезов плавно переходят в разряд вполне обыкновенных явлений. Действительно, мы же почему-то не находим ничего странного в том, чтобы читать Диккенса и слушать Бетховена, так почему китаец не может находить для себя что-то в том, чтобы тренькать на балалайке? Банально это все, разумеется, и меня лично удивляет скорее то, что эту банальность по сей день приходится повторять.

Пункт за номером "два". Давно замечено, что эксплуатируемые классы не обладают особым временем и прочими возможностями для развития до сколько-нибудь высокого уровня собственной культуры. Потому как, сорри за очередное капитанское откровение, вкалывать надо - эксплуататоры хреновы сидят на шее, да и жрать хочется, никуда не денешься. Но тяга к культуре все равно есть. Что делать? Да просто заимствуется культура господствующих классов, адаптируясь под свое подневольное бытие и отчасти позволяя хотя бы мысленно выбраться за его тесные осточертевшие рамки. Вот и сидят пейзане в темной халупе, где окошко затянуто бычьим пузырем и пол земляной, на досуге под разбойный посвист зимнего ветра слушая рассказ обладателя наиболее хорошо подвешенного языка про роландовы эпик вины над представителями другой культурной традиции. Ага, национальная культурная общность эксплуататоров и эксплуатируемых, голубая мечта всех национально-озабоченных. Все естественно - ибо с эксплуатируемыми представителями другой культурной традиции просто так не пообщаешься, до них чтобы добраться, требуется хождение за два-три моря. Хотя те же самые господа, которые, естественно, не в халупах, а в замках, со временем начинают почитывать всяких чужеземных Петрарок и даже, прости господи великое прегрешение, разных Ибн-Баттут, медленно проникаясь осознанием космополитичности правящих элит. Но это - для элит, и если какой-нибудь граф из Европы запросто может "вступить в русскую службу", то для рядовых быдланов подобная географическая мобильность характерна в очень малой степени. Причем даже в той же Европе с ее относительно небольшими государствами и распространенным двуязычием.
Но, опять-таки, победное шествие глобализационных тенденций заодно с развитием информационных технологий (еще до этих ваших интернетов старики Белл, Маркони и прочие руку приложили) все равно приводит к тому, что плебейско-быдляцкая масса, что называется, получает доступ. И тут мы уже видим любопытное: в рамках более-менее единой общепланетной культуры прослеживается пусть размытое, но вполнне реальное социальное расслоение. Этим как раз и объясняется, что гоповатый по своему образу мысли расейский парниша чувствует свою общность с афроамериканистым гопом из Гарлема - а отнюдь не с носителями элитарного сегмента русскоязычной культуры. И что дреды, рэп и косячок ему ближе и роднее, чем Пушкин с Блоком.
Ну и что? Все опять же закономерно. Больше того, в рамках единой мировой культуры становится гораздо проще обретение не иллюзорной национальной, а реальной мировоззренческой общности - определяемой уже не случайными факторами типа места рождения (возводимого в ранг метафизической Родины(tm)) или языковой среды, а становящейся делом сознательного выбора. Это, конечно, далеко не "прыжок из царства необходимости в царство свободы", но все-таки шажок. И даже не такой уж маленький.

Вот что скрывает за собой, если покопаться, карикатурный по замыслу автора образ китайца с балалайкой.

капитализм, глобализация, национализм, если вдуматься, общество, реальность

Previous post Next post
Up