ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ. ТЕПЕРЬ - «ГРАД КИТЕЖ»

Oct 11, 2008 01:28

Вернулся с премьеры «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова в Большом. Постановка - Э.Някрошус, художник - М.Някрошус, костюмы - Надежда Гультяева. Дирижировал, естественно, Ведерников. Опера идет, насколько я понимаю, без купюр - четыре часа. Это, конечно, блюдо для специалистов и гурманов, но мне понравилось, особенно вторая картина второго действия и вторая четвертого - когда распелись хоры. Татьяна Моногарова (Февронья) пела так, что практически ни одного слова разобрать было нельзя. Да и голос у нее небольшой. Остальные - неплохо. Понравились костюмы - особенно на фоне декораций, то слишком накрученных, то примитивных. В спектакле явный излишек режиссуры. То есть, конечно, на четыре акта оперы, да еще при практическом отсутствии хитовых арий, нужно было заполнить сцену и время действием и движениями. Но, по-моему, всего этого было чересчур - отвлекало от пения и, кажется, даже мешало певцам собственно петь. А некоторая «серьезная драматическая игра» выглядела как пародия и на драмтеатр, и на оперу. Сирин и Алконост были просто как чучела с массовых гуляний у какого-нибудь цирка. Наконец, опять же по-моему, Някрошусу так хотелось усложнить простое, что он буквально запутался в своих постановочных находках и интеллектуальных шарадах. Одно нагромождалось на другое. Самой остроумной находкой постановщика я считаю тройную трансформацию собора в гарде Китеже в финальной сцене, то есть, практически - в раю. Сначала это нечто абстрактно-сталлактитовое, затем - при развороте декорации на 180 градусов - открываются лики и фигуры святых в церковных нишах, по форме напоминающих остроносые челны. Наконец, меняется свет - и челны превращаются в ракеты (судя по- всему, оперативно-тактические, но может, и стратегические) с черными наконечниками взрывателей. Секунд через 10 свет опять меняется - и ракеты исчезают. В общем, я по-прежнему настаиваю на том, что прежде всего нужно иметь спектакль в классически-имперской постановке, а параллельно - современные вариации.

Римский-Корсаков, Большой театр, Някрошус

Previous post Next post
Up