Наверняка многие - и особенно те, кто жил в панельном доме, взглянув на эти снимки, сразу поймут, что это они уже видели. То есть
бюджетного вида лестницы, самые дешевые, какие бывают, двери из ДСП, узенькие коридорчики, крохотных размеров ванные комнаты и низкие потолки.
Да я тоже, когда все это снимала, вспоминала панельные дома, в которых мне довелось жить - а снимала я это пару недель назад в Дессау, небольшом городе километрах в пятидесяти от Лейпцига
Меж тем дизайну всего этого - лестниц, дверей и прочего, уже почти сто лет, как и дому, в котором они находятся. Он построен в 1926 г., и жил в нем художник Василий Кандинский, когда преподавал в художественной школе "Баухауз".
Вот он, этот дом - Кандинский жил в одной из двух половин дома, во второй жил художник Пауль Клее. А рядом, в трех домах - с виду разных, но построенных из одних и тех же модулей, жили другие преподаватели Баухауза - художественной школы, совершившей настоящую революцию в архитектуре и дизайне.
Даже сейчас эти дома смотрятся современно, а можете себе представить, какой фурор они производили, когда в моде было преимущественно такое?
Именно "с подачи" тех, кто работал в Баухаузе, и начался тот дизайн, с которым жили,
начиная с эпохи "хрущевок" советские люди - лаконичный, практичный и по возможности дешевый. И сейчас во многих российских городах в районах массовой застройки времен 60-80 гг. наверняка все еще стоят кинотеатры, клубы и магазины, которые народ раньше именовал "коробками" и "стекляшками" - за лаконичний дизайн и большие окна.
"Отцом" этого революционного направления в архитектуре и дизайне стал архитектор Вальтер Гропиус,
основавший в 1919 г. в Веймаре художественную школу под названием Баухауз, которая вскоре перехала в Дессау.
И именно в этом тогда очень даже известном и промышленном -
вспомнили завод Юнкерса? городе, построили новое здание школы - для того времени этот парад лаконичной формы и стекла с бетоном были неслыханной новацией.
Недалеко от него и стоят вышеупомянутые четыре дома для преподавателей, в одном из которых жил и сам Гропиус. И они жили именно так, как проповедовали - то есть в простых по форме и недорогих в плане строительства домах. Вот, кстати, из чего они построены - это бетон с разными наполнителеми.
Комнаты там были небольшие, разве на мастерские места не пожалели - вот как выглядела мастерская Кандинского - неожиданно серо-черная
Да и мебель их домах стояла простая, причем собственного дизайна - обратили внимание на стулья? Да, это тот самый стул "Василий", который сделал для Кандинского дизайнер Марсель Брейер, такие и сейчас продаются. Стенные шкафы везде, где возможно, тоже входят в концепцию дизайнеров Баухауза - особенно мне понравился стенной шкаф на две стороны между кухней и хозяйственным помещением(нижнее левое фото)
Такая мебель и сейчас актуальна, как и интерьеры в стиле "баухауз"(примеры взяты из сети)
....
Архитекторы Баухауза не ограничились собственными домами(это все же было жилье для более-менее состоятельных людей), они спланировали и построили в 1926-28 г.г. в Дессау целый район доступных индивидуальных домов ( сейчас это называют "ленточная застройка"). В них и по сию пору живут, хотя площади участка и дома по нынешним временам маловаты - соответственно, 4 сотки и 75 кв. м.
Как ни странно, но нацисты, которые должны бы были приветствовать это начинание - то есть массовое дешевое строительство, постарались положить конец деятельности Баухауза, считая такой дизайн и архитектуру "упадочными".
Но те, кто там работали и учились, разнесли идеи Баухауза по всему свету. И подтверждение этому можно увидеть на каждом шагу, и даже у себя дома(ау, "икеевская" мебель!) Хотя, конечно, далеко не всем нравится простой и лаконичный стиль и тем более - панельные дома и промышленное строительство. Но ситуация даже и в богатых странах такова, что либо кому-то виллы, а кому-то трущобы, либо всем - такое вот не слишком дорогое доступное жилье.
А вы как к такому стилю относитесь?