ЗА ПОЛИТИКУ

Dec 22, 2008 20:07

ГОЛОДОМОР.

Мой старый товарищ живет в Киеве, в пяти минутах ходьбы от Крещатика. В день, когда Ющенко открывал новый мемориал голодомору движение на его улице перекрыли. Стоявший в оцеплении гаишник так объяснил ситуацию водителю дорогой иномарки настойчиво пытавшемуся проехать в центр: "Я ж вам ото говорю - тудой не можна! Там наш президэнт - Голодомор проводыть!".
В общем-то, этим ёмким проявлением коллективного бессознательного рядового украинца, на которое собственно и направлена вся система государственной пропаганды, тему голодомора можно было бы и закрыть. Но поскольку мы с вами говорим о идеологии и о смыслах, придется нам попытаться хоть немного разобраться в этой действительно сложнейшей исторической проблеме.

Во-первых, следует сказать, что массовый голод явление в истории к сожалению не редкое. И как историческое явление он порожден не чьею либо злой волей, а самим характером аграрного производства. Обратите внимание, голод является обычным явление для тех стран и народов, в которых большинство населения занимаются именно сельским хозяйством - так было в средневековой Европе, в России и на Украине вплоть до второй половины 20-го века, в современной Африке. И, напротив, там, где основная масса населения проживает в городах и занята в промышленной сфере, там о голодных годах не слыхали уже давно.

Просто, как правило, отдельно-взятый крестьянин выращивает продуктов ровно столько, сколько он может потребить, а на продажу идут излишки, которые возникают не регулярно. Если случается неурожай, крестьянину приходится потуже затянуть пояс. Чтобы получать больше продукта в сельское хозяйство необходимо внедрять новые технологии - машины, удобрения, новые сорта растений и породы животных. Чтобы произвести все эти новшества должна развиваться промышленность, но аграрный характер общества препятствует её развитию. Во-первых, для промышленного роста нужен большой внутренний рынок, а крестьяне плохие потребители, у них мало денег и они умеют обходиться малым. Во-вторых, нужны свободные рабочие руки, а они заняты в малоэффективном земледелии. Получается замкнутый круг: чтобы интенсифицировать сельское хозяйство нужно развивать промышленность, а чтобы развивать промышленность нужно интенсифицировать сельское хозяйство. И этот круг можно разорвать только силой.

К чему я всё это рассказываю? А к тому, что каждый сегодня знает, что массовый голод на Украине произошел в результате коллективизации и индустриализации. При чем эти звонкие термины приобрели в массовом сознании однозначно негативную окраску, и воспринимаются, чуть ли не как синоним преступлений против человечности

Перед советской властью стояли задачи невиданных исторических масштабов, а готовых рецептов их решения ни у кого не было, и быть не могло.

Тут нам могут поставить еще один вопрос: а для чего вообще были все эти эксперименты начиная с 17-го года? Почему бы не развиваться спокойно, эволюционно и поступательно, «как всё прогрессивное человечество». А это уже вопрос не к нам. Это вопрос к тем украинским крестьянам, которые в начале 1918 не пошли защищать Центральную раду от большевиков, которые в конце того же года с радостью вступили в армию Петлюры и сбросили режим гетмана Скоропадского, которые в 1919-м и 1920-м разбегались из войск Деникина и Врангеля. Так что свой выбор крестьяне Украины в гражданскую сделал, и сделали его в пользу Советской власти.

Но, может быть, можно было плавно пройти необходимую трансформацию и при советском строе? Ведь был же экономический эксперимент НЭПа? Может быть и можно, только для этого Советской России следовало бы находиться в геополитическом вакууме. Как известно гражданская война сопровождалась интервенцией. И если измученные первой мировой страны Антанты не сумели достичь военных успехов, то восстановившие свою государственность поляки в серьёз собирались вернуться к границам Речи Посполитой 17-го века. Контролем над Львовом они вовсе не собирались ограничиваться, и копыта польских жовниров спустя три столетия вновь застучали по киевским мостовым. В конечном итоге поляки были единственными кто тогда сумел нанести поражение Красной армии. Так что тень интервенции нависала над СССР все время между концом гражданской и началом великой отечественной. По сути это хронологический отрезок был передышкой, тайм-аутом между двумя раундами мировой войны. Ведь состав участников был почти тем же. И эту передышку все использовали по разному - например даже такая держава как Франция так и не смогла достойно встретить врага. А мы смогли.

В теме Голодомора есть еще один аспект. Помимо внешнего врага у советской власти был еще и враг внутренний. Да-да, никакой конспирологии. Достаточно почитать работы тех лет, находившегося в эмиграции Троцкого. Особенно по «украинскому вопросу». Читаешь и удивляешься - просто Бжезинский какой-то. Основной тезис Льва Давыдыча: «Независимость Украины - главное условия падения сталинской России». А если вы думаете что в конце 1920-х в компартии Украины было мало сторонников бывшего наркомвоенмора - «старых большевиков» крупных специалистов по подрывной работе и разжиганию гражданской войны - то крупно ошибаетесь. Так что не стоит удивляться людоедским действиям отдельно взятых партийцев и чекистов на местах. Принципа «чем хуже - тем лучше» ни кто не отменял.

Современные украинские апологеты голодомора-геноцида, например придворный историк СБУ Кульчицкий, приводят два аргумента, которые отличают наш титульный украинский голод от голода в прочих регионах СССР. Во-первых, говорят они, только украинские регионы, охваченные голодом блокировались с помощью военной силы, а во-вторых только на Украине помимо зерна изымали все прочие продукты питания обрекая людей на голодную смерть. А отсюда следует вывод, что Сталин с особым рвением истреблял именно украинцев, следовательно, осуществлял настоящий геноцид.

На чем же базируются эти обвинения? Действительно, приказы окружать голодающие районы войскам, и не выпускать оттуда людей, хорошо известны. Но вот утверждение что это касалось только Украины, как минимум безграмотность.

А вот с документами, которые могли бы подтвердить второй аргумент, о тотальном изъятии продуктов еще хуже - их просто нет. Это обвинение основано на множестве устных свидетельств тех, кто пережил голодомор. Конечно так называемая «устная история» источник весьма специфический и требует к себе особого критического подхода. Даже отец истории Геродот высказывал сомнения в правдивости многих рассказов скифов. Но постоянная повторяемость этого сюжета в рассказах очевидцев все же заставляет относиться к нему серьезно. Благо сейчас издаётся много воспомининий свидетелей тех страшных лет, недавно такой сборник был, например, выпущен Одесским университетом. Но вот если мы обратимся к этим свидетельствам то мы можем найти факты о которых почему-то сторонники геноцида предпочитают умалчивать. Например, есть немало свидетельств о том, что у крестьян забирали не только все продовольствие, но и одежду. Интересно, правда? Зачем это сталинским палачам понадобились крестьянские лапсердаки и чоботы? А свидетели нам поясняют зачем. Оказывается, «сталинские палачи» которые кроме зерна отбирали у людей последнюю еду и даже одежду, прибыли отнюдь не из Москвы, это были даже не местные вредители-троцкисты, о которых мы вспоминали выше. Это были соседи и односельчане тех, кого толкали на грань голодной смерти. Так что специфика голода на Украине была, но повинны в этом не большевики и не москали.

Сегодня слышны голоса о необходимости следствия и суда над виновными в голодоморе. Ну что же, ведь судят же престарелых нацистов, которые прятались где-нибудь в Латинской Америке, почему бы и нам не поискать преступников. Ведь как выяснилось многие свидетели еще живы, а память у жителей села очень и очень длинная. Нет, ну нам конечно скажут, что судить нужно организаторов. Докладываю: ни чего не выйдет, опоздали. Они уже осуждены и покараны. В 1937-м. Из тех кто действительно причастен к голодомору не выжил практически ни кто. Есть правда загвоздка - мы считаем теперь этих людей «жертвами сталинских репрессий», большинство из них реабилитированы - кто при Хрущеве, кто уже в наши дни.

Подведем некоторый итог. Массовый голод конца 1930-х гг. в СССР действительно можно называть искусственным. В том смысле, что вызван он не столько неблагоприятными природными условиями, сколько социально-экономическими и отчасти политическими факторами. Он стал следствием грандиозной по масштабам и скоротечности трансформации традиционного аграрного общества в индустриальное. Что бы случилось если бы эта трансформация не произошла? Помните сталинские слова: «либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Кого «нас»? Большевиков? Возьмемся утверждать что нет - партию большевиков сам Сталин смял в 1937-м. «Нас» - это нас с вами, наших дедов, здесь на Украине, в Белоруси, России, на Кавказе и в Средней Азии.

Украину оккупировали бы поляки, а это означало бы окончательное решение «украинского вопроса». Ведь это не в Наднепрянщине в 1920-е гг. украинцы с оружием в руках сбиваясь в террористические группы, боролись за свои элементарные права. За право учиться на родном языке, использовать его в общении с властями, в СМИ. Эта борьба шла на Западной Украине, и именно против поляков первоначально боролась ОУН, и именно против поляков они заключали сговоры с немцами еще до начала Второй Мировой войны.

Украинцам действительно не позавидуешь, но тогда выбор у них был действительно не велик. Или ценой огромных жертв войти в современность, или исчезнуть как этнос на века. Украина мучительно для себя выбрала первое, и была вознаграждена. Четыре украинских фронта закончили войну на развалинах тысячелетнего рейха, а Украина стала одним из первых членов Организации объединенных наций.

Памятники голодомору это не пышные стелы в мраморе и золоте, и даже не тома воспоминаний и документов повествующие о событиях тех дней. Это заводы и шахты Донбаса, это плотины Днепровских ГЭС и в конце концов те самые квартиры «сталинки», цена на которые не уступает современному невострою. И что же сделала с этим памятником власть Украины, едва страна обрела «незалэжнисть»? Вопрос риторический, и отвечать на него, думаю, нет необходимости.

И в завершении еще один сюжет, уже не исторический, но актуально политический. Ни для кого не секрет, что Ющенко считает голодомор краеугольным камнем самосознания той самой «своей нации», к которой обращены все его пламенные речи и горькие думы. Белорусский публицист Юрий Шевцов выпустил недавно книгу под названием «Новая идеология: голодомор». Автор пришел к весьма любопытным выводам. Так вот, миф о голодоморе-геноциде просто необходим для оправдания всех тех, кто сотрудничал с фашистами. Мол, если Советский Союз занимался геноцидом, так он еще хуже Гитлера. Но не это главное, идеология голодомора апеллирует к самым потаённым и тёмным пластам подсознания украинцев. К смутному страху крестьянина перед всем новым, перед развитием, к страхам Села перед Городом. Но, пробужденные с помощью ритуалов со свечами, крестами и обелисками, эти темные стороны национального менталитета сыграют с конструкторами новой нации злую шутку.

Мы начали наш разговор о голодоморе с анализа тех трансформаций которые претерпевает традиционное аграрное общество при переходе в модерн, в современность. Трансформаций которые неизбежно сопровождают процессы, которые классики марксизма именовали «промышленной революцией». Британский историк-марксист Гордон Чайлд, в своё время наметил узловые точки такой трансформации. В начале человечество совершает аграрную или "неолитическую" революцию, когда охотники и собиратели становятся земледельцами и скотоводами. Но чтобы создать цивилизацию нужна еще одна революция - городская, урбанистическая. Цивилизацию и государство творят города, и пока отцы украинской нации не поймут этого, и не бросят своих крестьянских аграрных культов, вроде того же голодомора, шансов на создание полноценного Украинского государства у них не будет.

идеология, голодомор, Шевцов, Украина

Previous post Next post
Up