История моих фотоаппаратов не такая древняя, как история фотографии, и даже не такая древняя, как я сам. Хотя… Но об этом позже.
Следует все же начать с НЕ моего фотоаппарата, так как с него начались мои опыты в фотографии. Это был доставшийся мне от старшей сестры «Смена-6».
Фотоаппарат «Смена-6»
Этот аппарат отличался от более поздней модели «Смена-8» тем, что в нем еще не было рукоятки обратной перемотки пленки. Фотографий, сделанных моими силами с помощью этого аппарата, не сохранилось. Возможно, основной причиной было мое быстрое знакомство с внутренним устройством фотоаппарата. Как и многие такие попытки, это была дорога в один конец (для аппарата). С другой стороны, глубокие знания о внутреннем мире устройства, в том числе объектива и затвора, выручали в дальнейшем. Польза была хотя бы в том, что я более не разбирал рабочие фотоаппараты. Разбирал я в ту пору все, до чего мог дотянуться, но для большинства подопечных это не заканчивалось смертельным исходом. Видимо, тогда еще рано было переходить к точной механике и оптике.
Так вот, в очередной день, когда возраст прибавляется сразу на год, я стал счастливым обладателем нового, современного, отличного фотоаппарата. Это была «Смена-8М», дальнейшее развитие мне уже известной во всех деталях шестой Смены.
Фотоаппарат «Смена-8М»
Смена, благодаря своему названию, приобрела в дальнейшем женский род, заняв место в ряду одушевленных предметов.
Те несколько лет моей фотожизни, которые прошли со Сменой, совпали с началом освоения технологии проявки, печати и прочих хитростей, так что было много ошибок и фотографий весьма посредственного качества. Разумеется, мне они были интересны сюжетом, людьми в кадре или событиями, но широкой публике, да еще через тьму лет, это уже не так интересно. Рассмотрим пример кадра, который остается интересным благодаря объекту съемки.
В один весенний день мне звонит мама и говорит, чтобы я взял фотоаппарат и прибежал к ней на работу. Просьба была необычной в части необходимости фотоаппарата. Зарядил пленку и прибежал. Мы идем на буксир и выходим в открытое море, но недалеко, к волнолому, иначе брекватеру.
Буксир «Квинтан»
В ту пору это был лучший буксир порта (изготовлен в 1962 г.). По моим сведениям, жив до сих пор. По крайней мере, я нашел упоминание о нем в 2006 и 2007 году. Подробнее
здесь.
На фото моя мама, а также ее коллега и лучшая подруга.
Ещё один кадр
Что оказалось - приехала делегация, которая снимала наших сивучей. Каждый год, нет, не на Новый Год, и не в баню, а в феврале-марте на невельский брекватер приплывают сивучи и остаются на нем около месяца, оглашая прибрежный Невельск своим рыком. Обычно их стараются не беспокоить, поэтому следят за тем, чтобы не подходили к ним близко. Следить просто, ибо погранзона. Трудно оценить количество сивучей, потому что они находятся в постоянном движении.
Вот и мы подошли не сильно близко. Не зная толком, куда мы направляемся и долго ли там будем, я расстрелял пленку немного раньше, чем надо было. Но несколько кадров все же отразили мероприятие.
Сивучи
Я тогда пожалел, что не взял запасную пленку, так как чуть позже мы подошли значительно ближе. Ну и завидовал съемочному оборудованию визитеров, ради которых и был этот выход. Мы-то сами оказались в этой компании достаточно случайно.
Чтобы не возвращаться к теме брекватера далее, скажу, что после землетрясения 2007 года участки дна в акватории порта сильно поднялись. При этом за основным брекватером образовалась отмель, судоходная часть акватории сильно обмелела, и южный брекватер (на котором обитают сивучи) также поднялся из воды. При этом он соединился сушей с берегом и стал неудобным для сивучей, так как из воды им выбираться стало высоко, то есть значительно сложнее. Животные или приспособятся к новым условиям, или бросят посещение такого лежбища. Люди по мере сил помогают сивучам, отгородив их бетонной стеной от слишком назойливых гостей. Возможно, решат и проблему выхода из воды. Но пока у людей там и своих проблем хватает.
Что касается фотоаппарата «Смена-8М», то он прослужил верой и правдой года три, оставив только самые хорошие впечатления. Возможно, он до сих пор лежит в гараже или кладовке.
Благодаря родному футляру из толстого кожзаменителя он легко переносил все наши мальчишеские приключения: перевозился на велосипеде примотанным к рулю, бросался в надежные руки друга с балкона, попадал под дождь и валялся в песке, падал вместе с лыжником в сугроб. Года через два-три стали туговато поворачиваться управляющие диски на объективе. Вот тут пригодился опыт разборки предыдущей Смены. Разобрал, не залезая слишком далеко, почистил, смазал, аппарат стал как новенький.
На этом аппарате взвод затвора не сблокирован с перемоткой пленки, поэтому можно (нечаянно или нарочно) экспонировать один кадр дважды и более. Экспериментировал с этой возможностью, но выполнение фотомонтажей таким способом оказалось достаточно сложной операцией. В это же время сформировался мой интерес к ночным съемкам и съемкам молний, но приводить примеры я не стал по причине совсем уж невысокого качества снимков.
В 1979 году на смену верной «Смене» с трудовых денег был приобретен ФЭД, но это уже следующая история.