"Экономический расцвет" в оккупации?

Dec 30, 2009 23:07

Вот еще интересное у Ковалева - на этот раз уже о "экономическом возрождении" на оккупированных территориях:

"Восстановлению кустарной промышленности в "освобожденных от большевиков областях" было посвящено немалой материалов в коллаборационистской прессе. Так, в журнале "На переломе" писалось о "непрерывном росте ремесленных мастерских". В качестве образца приводился Симферополь, где "96 промышленных предприятий работают на германское военное командование и население, вырабатывая ежемесячно продукции на 1.300.000 рублей".

В Орле функционировали мастерские по обработке металла, хозяевами которых являлись новоявленные капиталисты Сиротский, Васильев и Ноздрунов. Они изготавливали по заказам германского командования ведра, тазы, кастрюли, кофейники, железные печи.

Однако из-за отсутствия сырья, топлива, недостатка квалифицированных кадров кустарная промышленность не оправдала надежд германских властей. Те кустарные предприятия, которые не получали германских заказов, находились в жалком состоянии или полностью бездействовали. Характерно, что в качестве образцового кустарного предприятия, ориентированного исключительно на "культурные запросы русского населения", коллаборационистская газета "Речь" превозносила в восторженных тонах "небольшую конвертную мастерскую А. А. Кожиной". По случаю годовщины этого "предприятия" вышла большая статья. Очевидно, коллаборационистские журналисты этой газеты не смогли найти более внушительного примера восстановительной работы в сфере кустарной промышленности.

Не лучше дело обстояло и во Пскове. В своем развернутом докладе 22 марта 1943 года, посвященном году работы Псковского районного управления, начальник района Горожанский, говоря о развитии промышленности смог отметить только такой факт: "Организуем выработку гонта, деревянного кровельного материала, в котором ощущается большая нужда как в городе, так и в деревне. Гонторезный станок уже приобретен".

Систематические заявления в пронацистской прессе о том, что на подконтрольной немцам территории России создан благоприятный климат для предпринимательской деятельности, не соответствовали действительности. На практике в первые недели и месяцы оккупации многие предприятия городскими управами были проданы или перепроданы в частные руки. В Феодосии заместитель директора хлебозавода Нестеренко стал его хозяином. Новый владелец феодосийской табачной фабрики, ее бывший главный бухгалтер Булатович, стал налаживать там выпуск махорки и папирос. В частные руки также перешел Дом крестьянина, где начал свою работу ресторан.

Но после того, как на этих предприятиях начался успешный производственный процесс, все они оказались под полным немецким контролем. Всех русских рабочих с хлебокомбината уволили и заменили их на немецких солдат, которые стали снабжать хлебом исключительно вермахт. Табачная фабрика, имевшая значительный запас сырья, оставшегося с довоенного времени, тоже стала использоваться для нужд германской армии. Ресторан получил вывеску с надписью: "Только для немцев". В этих условиях новоявленным хозяевам было объявлено, что "частная собственность, безусловно, незыблема... Но русские предприниматели смогут полностью воспользоваться плодами своих трудов только после победы над большевизмом"".

Источник: Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: Типы и формы. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. С. 91 - 92.

Оккупация, Ковалев, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up